ФЭНДОМ

  "Нельза отрицать тот факт что в какой-то момент истории наша великая империя стала над пропастью забвения. Сложно представить в каком хаосе был бы мир, если б она тогда пала"
                                              — Луций Торквентий, профессор истории Римского имперского университета

Развилка

Аэций

Аэций Флавий

В 454 году в дворец императора Валентиниана III был приглашен военачальник Аэций. В тот день последняя надежда Римской империи вполне могла умереть, но то-ли божественное послание, то-ли простая интуиция подсказали Аэцию взять с собой к императору небольшую свиту в размере нескольких телохранителей. 

Аэций оказался прав. Император Валентиниан готовил убийство своего найлучшего военачальника. Благодаря помощи своей небольшой свиты, Аэций пережил покушение и сбежал с дворца императора. Аэций обьявил об этом покушении в Риме. Императора Валентиниана к тому моменту уже недолюбливали за его распутный способ жизни, после известия об покушение на Аэция, пользовавшегося большим уважением и авторитетом, против императора единодушно выступили и Сенат и народ и войска Рима. 

Валентиан был схвачен и казнен в тот же день. Новым императором провозгласили Аэция Флавия. 

Конец Античности

Когда точно кончается Античность и начинается Средневековье нет общего консенсуса. Одни историки берут за основную даты Миланский эдикт 313 года. Другие раздел Империи на Восточную и Западную Феодосием в 395 году. Другой датой является 453 год - Битва на Каталаунских полях. Последней датой является ... год - Галльськая сепарация. 

Во многом версии даты раздела Средневековья и Античности поддерживаются разными полтически заинтересоваными группами. Так "Галльская теория" поддерживается галльским правительством, в то время как "Каталаунская" римскими националистами. 

Некоторые берут за точку отсчета приход к власти в Риме Аэция, считая, что таким образом было остановлено разрушение Римской империи, но большинство не воспринимает эту теорию всерьез, считая это лиш очередными переворотом.

Рим после переворота Аэция

Реформы Аэция и походы Гауденция

С приходом к власти Аэций решил в первую очередь ещё больше укрепить римскую армию. Своей основной резиденцией он сделал Равенну - укрепленную крепость и, после этого, в Риме практически не появлялся.

В армии ж он начал работать над восстановлением четкой дисциплины в войске. Было увеличено количество тяжелой конницы, увеличена вымуштрованость войска. Военные должности стали более требовательны к желающим их занять. Также Аэций начал строительство флота. Смерть императора Валентиана вандалы восприняли как разрыв премирия и с 454 года продолжали морские набеги на территории Империи. Чтобы покончить с вандальскими набегами Аэцию требовался флот, созданием которого он и занялся.

Деньги на эти дорогостоящие реформы Аэций в первую очерель брал с общественых зданий. На благоустройство италийских городов тратилось все меньше и меньше, в то время как расходы на армию достигали огромных размеров. 

Но покончить с вандалами Аэцию было не суждено. Он умер в 469 году. После него императором стал его сын, Гауденций.

Julius Nepos

Гауденций, сын Аэция

Гауденций был истинным сыном своего отца. Он имел задатки хорошего полководца, отличное образование и неплохое телосложение. Аэций оставил своему сыну боеспособную армию, сосоящию из тяжелых всадников и дисциплинированой пехоты. В гаванях достраивался римский флот. 

В отличии от старого и уставшего Аэций, Гауденций был полон энергии и решимости чтобы использовать свои силы. Подобного очень боялись варварские короли. В 466 году, убив Теодориха II, вестготами начал править Эйрих, имевший антиримскую позицию. 

Эйрих не признал Гауденция и вторгся в Галлию. Сам Гауденций использовал это как предлог чтобы самому вторгнутся в Галлию и восстановить там римскую власть, кторая к тому моменту там уже практически исчезла. Но на стороне Эйриха выступили бургунды, что не дали Гауденцию пройти в Галлию. 

Так в 470-472 годах Гауденция должен был воевать против бургундского короля Гундиоха. Разбив войска Гундиоха в 472, Гауденций взял Женеву и перебил всех находившихся там бургундов. 

В Галлии в это же время шла война между Эйрихом и галльским правителем Сиагрием. Тогда же Сиагрий вынужден был оборонятся от франков на Севере. Прибывшая армия Гауденция, вместе с силами Сиагрия, встретился с армией Эйриха у города Ним, где разбил силы вестготов. 

В последуйщие года Гауденций смог отбить у вестготов часть юга Галлии и в 474 году взял в плен самого Эйриха. Эйрих вынужден был пойти на большие уступки Риму. Он признал за собой статус римского федерата и выплатил большую контрибуцию Риму. 

Гауденций вернулся в Италию с триумфом. Следующим своим шагом начал подготовку к походу в Африку. В 476 году Гауденций, во главе флота, начал войну против вандалов. По итогу войны 476-479 годов Гауденций смог уничтожить вандальское королевство, восстановив римскую власть в Африке. 

Потомки Гауденция

Фауст монета

Монета с изображением императора Фауста

Гауденций умер в 511 году, во время охоты. Смерть императора, который объединил Западную империю, была очень неожиданной. Императором стал сын Гауденция - Фауст. В отличии от своего отца и деда, Фауст обратил внимание не на военную мощь, а на экономическое и культурное сосотяние Римской державы. А это состояние было очень плачевное. Начиная с Аэция и во время всего правления Гауденция с городов вынимались огромные средства на снабжение армии. 

Первые свои года правления Фауст начал с больших реформ: было облегчено положение провинциальных жителей, проведена всеобщая амнистию - окончательное и безусловное освобождение от всех недоимок и долгов, с требованием которых могли бы обратиться к народу сборщики податей. Была восстановлена обычная юрисдикция провинциальных должностных лиц и отменено назначение экстраординарных комиссий, действовавших или от имени самого императора, или от имени преторианских префектов. Сборщики налогов были упразднены, а их полномочия перешли к муниципальным корпорациям, членам этих корпораций было велено возвращатся в города и запрещался выезд из них во время нахождения на этой должности. Что-бы же муниципальные корпорации не установили в городах свою власть, была восстановлена должность защитника города, избираемого жителями городов для защиты из привилегий. 

Подобные реформы оечнь не нравились римской знати и многим влиятельным лицам империи, которые за годы упадка городов получили огромное влияние и власть. В 515 году император Фауст был убит во время посещения Рима.

Новым императором стал двоюродный брат Фауста - Марий. Марий находился под полным контролем влиятельной аристократии и коррумипрованой бюрократии. На его правление было ещё более недолгим. На тот момент в городах уже находились корпорации и защитники городов, которые были очень недовольны подобным развитием дел. 

В Равенне продолжал находится малолетний сын Фауста - Петр. Местный защитник города, Облоний, обьявил императором Петра. На короткий период в стране фактически нет правящего императора. Эти пользуется готский король Аларих и снимает с себя обязательства федерата. 

Конфронтация между Равенной и Римом закончилась с бегством Папы Римского, Гормизда, из Рима. Гормизд был сторонником фаустовских реформ и не признал императором Мария. Когда-же Облоний обьявил императором Петра, Гормизд покинул Рим. И уже на следующий день провозгласил императором Петра. Восточный император Анастасий последовал примеру Гормизда, с которым имел хорошие отношения, и также признал императором Петра.

Так правление Мария продлилось всего месяц, после чего он был свергнут пришедшими из Равенны войсками. 

После смерти Мария власть разделили между собой Папа Гормизд и Облоний. Но уже в 516 году Облоний был убит в результате интриг и Гормизд получил полную власть. Гормизд переселили императора из Равенны обратно в Рим, что дало ему абсолютную власть над императором. Петру на тот момент было всего 3 года. 

Иоанн 1

Папа Иоанн I

Гормизд умер в 523 году, когда императору было всего 12 лет. После него опекуном императора становится Папа Иоанн I. Иоанн продолжил политику децентрализации. Особенно это касалось Галлии, где на тот момент открыто призывали к отделению от Рима. Иоанн проводил переговоры с галльской знатью и пошел на несколько компромиссов. Так в галльских провинциях было позволено вести документацию на галльском языке. Подобные действия возмутили римскую знать и в 527 году Папа Иоанн был отравлен. 

Знать поставила Папой Фелика IV. Феликс отменил реформы Иоанна, что возмутило галльскую знать. Суассонский епископ Юлиан не признал Феликса и провозгласил себя Папой Иоанном II. Напряжение между Галлией и Римом все усугублялось и влюбой момент могло вылится в войну.

Средневековье

Раннее Средневековье

Позднее Средневековье

Новое время

Эпоха Великих Географических открытий

Период Реформации

Двадцатилетняя война

Позднее Новое время

Новейшая история