ФЭНДОМ

4500px-World in 2000 BC.svg

Люди в 1000 году до н.э. Синий – государства, Зелёный и оранжевый – скотоводы и земледельцы, Жёлтый – охотники-собиратели

Иногда историки уделяют слишком мало внимания климатическим факторам в анализе исторических событий. Зря, ведь часто влияние климата оказывает просто огромное воздействие на историю. Крушение Аккадской и Римской империи, заселение Гренландии, Смутное время — на все эти события далеко не в последнюю очередь оказали влияние климатические изменения, хотя были они не такими масштабными. Что, если допустить одно крайне масштабное климатическое изменение на заре человеческой цивилизации, которое изменит её историю до неузнаваемости?

Предисловие

Хотя основная цель данного таймлайна — максимально точно воспроизвести сценарий развития человеческой цивилизации в случае продолжения ледниковой эпохи, автору мира пришлось пойти на ряд допущений и условностей. Ввиду неполноты научной картины истории человечества в древнейшие исторические периоды могут использоваться не до конца подтверждённые теории и гипотезы, в частности о происхождении народов и языковых семейств, да и о самом процессе возникновения цивилизации в том или ином месте. Также следует заметить, что названия многих городов являются условными и были введены гораздо позже, в этом мире используются иные наименования.

Развилка

YoungDryas

Климатическая карта Европы в 10 000 году до н.э

10 000 лет до нашей эры. Разумная раса инопланетных летучих мышей зорко наблюдает за третьей планетой от Солнца по имени Земля. Даже самые высокоразвитые племена людей все ещё живут охотой и собирательством, лишь начиная переходить к земледелию. Недавно на планете началось потепление, ледники стали таять и образовывать озера, а земли в северных широтах стали пригодны для обитания человека. Однако по причине, известной лишь самым мудрым из ИЛМ, снова начинается похолодание (у нас оно известно как Поздний дриас). В течение нескольких десятилетий температура резко упала, ледники стали увеличиваться, а в более южных широтах участились засухи. По прошествии нескольких веков похолодание не прекратилось, наоборот, температура стала ещё ниже. Ледниковый период не закончился, этому суждено было случиться только через несколько тысячелетий.

Влияние на людей и животных (10 500 - 8500 гг. до н.э.)

За поздним дриасом последовало некоторое потепление, которое затем сменилось ещё большими холодами, и температура приблизилась к значениям максимума последнего оледенения. Средняя температура на планете Земля в последующие несколько тысячелетий составляла не более 10 градусов Цельсия. Всё ещё чередовались более тёплые и более холодные периоды.

В Европе продолжают существовать палеолитические культуры охотников-собирателей. Они начинают активно использовать лук в охоте на оленей и мамонтов. Если в северных широтах людям пришлось выживать в условиях тундростепи, то на ближнем востоке холодный и сухой климат, как ни странно, повлиял на человечество положительно. В поиске новых источников пищи люди переходят от присваивающего хозяйства к натуральному, начинают целенаправленно выращивать злаки, которые в дикой природе теперь встречаются реже. Так в районе Леванта впервые появляется раннее земледелие.

В животном мире похолодание вызвало также неоднозначный эффект. Многие животные, вымершие в реальности, продолжили существовать. Однако некоторых представителей фауны вымирание всё же коснулось. Последние пещерные медведи исчезают из лесов, вслед за ними сокращается популяция охотившихся на них пещерных львов, шерстистые носороги сохраняются только на крайнем севере. Однако мамонты, олени и прочая мегафауна северной Евразии снова растут в численности после периода спада. Фауна Америки переживает потери — смилодоны становятся крайне редким видом, вымирают из-за деятельности человека гигантские ленивцы. Вымирает и множество других видов животных.

Mamont

Охота на мамонта в Европе. Реконструкция, 4000 год до нашей эры

Неолитизация (8500-4000 гг. до н. э.)

Несмотря на появление земледелия в районе Леванта, процесс его распространения проходил очень медленно. В Европе вплоть до конца 5-го тысячелетия не было полноценных неолитических культур, и ещё очень долго после этого там доминировали не земледельцы, а охотники.

Препятствовал земледелию и очередной этап оледенения. Лишь в середине 5 тысячелетия неолит стал постепенно проникать в Южную Европу. На Ближнем Востоке процесс неолитизации шёл быстрее, однако там полноценное земледелие также появилось спустя довольно долгое время. Первый протогород в регионе появился около 7000 года до н.э.

Ситуация в различных областях мира к 4000 году до н. э.

Значительная часть Передней Азии полностью неолитизирована. Однако неолитические культуры в Леванте существуют только вдоль средиземноморского побережья — внутренние районы крайне засушливы и не подходят для земледелия. Тем не менее, в долине реки Шатт-эль-Араб (здесь она протекает на месте Персидского залива) также расцвело земледелие — хотя эта река была окружена пустыней, её берега имели очень плодородную почву, а озёра в бассейне обеспечивали дополнительные запасы пресной воды. В Европе же земледельцы обосновались лишь в отдельных областях южной Европы, в основном на берегах Эгейского моря.

Засушливый климат Передней Азии не способствовал образованию крупных постоянных поселений. Тем не менее, уже в 7000 году до нашей эры таковые стали появляться, хоть и медленно. В основном протогорода находились неподалёку от побережья Средиземного.

Американский материк был заселён охотниками и собирателями, за исключением северной половины Северной Америки, которая была покрыта ледником. Африка также не знала земледелия, ранние земледельцы появились там лишь в долине Нила. На дальнем Востоке ранненеолитическими можно назвать только культуры в районе реки Янцзы и южнее. К северу и к югу от Хуанхэ простирается засушливая степь. Также в Азии земледелие начало развиваться на полуострове Сунда и окружённой пустыней долине реки Инд.

Развитие земледельческих цивилизаций (3000-500 гг. до н. э.)

Наибольшего успеха достигли земледельческие культуры, находившиеся в Юго-восточной Азии. Это было Трёхречье (аналог Двуречья) и долина реки Инд. Условия в этих местах были непростым и засушливыми. Местное население начинает использовать ирригацию, чтобы собирать достаточно урожая со своей территории. Во второй половине 3-то тысячелетия до нашей эры в некоторых поселениях начинается массовое расслоение общества и появление классов. В это же время зарождается медная, а позже и бронзовая металлургия. Однако для большей части населения Земли обработка металлов остаётся неизведанной.

К середине 2-го тысячелетия в долине реки Инд образовалось первое крупное государство с центром в городе Хараппа. Первым царём объединённой Сенги, как стали позже называть это государство, был Берек. Формой правления, судя по всему, была теократия. Города в Сенге концентрировались почти исключительно вдоль реки Инд и его каналов.

В других частях света (в частности не так далеко от Сенги в Трёхречьеи и Леванте) к этому времени существовали лишь разрозненные города-государства. Трёхречье было разделено на две части, Северное и Южное. Жители гористого Северного Трёхречья не так часто взаимодействовали с населением южного, однако по своему уровню развития превышали их.

В долине реки Инд во время правления царей Сенги были обустроены многие города, такие как Кот-Диджи, Чану-Даро, Мохенджо-Даро. Важной операцией в сельском хозяйстве и жизни страны в целом было орошение и строительство каналов. Каждый царь уделял этому немало внимания, как и строительству. В это время возводятся храмы, которые украшаются изображениями зверей, птиц, людей и растений. В религии сенгийцев было распространено употребление психоделических веществ. Судя по всему, последствиями этого было изображение невероятных сюжетов на стенах храмов, как например превращение человека в существо, сочетающее черты коровы, обезьяны, слона и птицы. Письменность сенгийцев была иероглифической, иероглифы изначально представляли собой условные изображения слов, впоследствии утратили строгую привязку к ним и отныне обозначали звук или слог, подобный изначальному слову.

Но в I тысячелетии до нашей эры государство приходит в упадок. Возможно, это было связано с новым этапом оледенения. Центральная власть слабеет, города пустеют. Вместо единого государства появляется ряд мелких княжеств. Несмотря на это, именно тогда устанавливаются оживлённые торговые контакты с народами Трёхречья. К этому моменту там уже установилась государственная традиция. Жители района реки Шатт-эль-Араб именовали себя "нагигу", что означат "люди полей". Нагигу уже во II тысячелетии до нашей эры имели развитую для своего времени цивилизацию. Они возвели города и основали несколько ранних государств. С востока и запада их окружали племена скотоводов Аравии и Загроса соответственно, а с севера — более развитые соседи.