ФЭНДОМ

YoungDryas

Климатическая карта Европы в 10 000 году до н.э

Иногда историки уделяют слишком мало внимания климатическим факторам в анализе исторических событий. Зря, ведь часто влияние климата оказывает просто огромное воздействие на историю. Крушение Аккадской и Римской империи, заселение Гренландии, Смутное время — на все эти события далеко не в последнюю очередь оказали влияние климатические изменения, хотя были они не такими масштабными. Что, если допустить одно крайне масштабное климатическое изменение на заре человеческой цивилизации, которое изменит её историю до неузнаваемости?

Развилка

10 000 лет до нашей эры. Разумная раса инопланетных летучих мышей зорко наблюдает за третьей планетой от Солнца по имени Земля. Даже самые высокоразвитые племена людей все ещё живут охотой и собирательством, лишь начиная переходить к земледелию. Недавно на планете началось потепление, ледники стали таять и образовывать озера, а земли в северных широтах стали пригодны для обитания человека. Однако по причине, известной лишь самым мудрым из ИЛМ, снова начинается похолодание (у нас оно известно как Поздний дриас). В течение нескольких десятилетий температура резко упала, ледники стали увеличиваться, а в более южных широтах участились засухи. По прошествии нескольких веков похолодание не прекратилось, наоборот, температура стала ещё ниже. Ледниковый период не закончился, этому суждено было случиться только через несколько тысячелетий.

Климатическая картина

За поздним дриасом последовало некоторое потепление, которое затем сменилось ещё большими холодами, и температура приблизилась к значениям максимума последнего оледенения. Средняя температура на планете Земля в последующие несколько тысячелетий составляла не более 10 градусов Цельсия. Всё ещё чередовались более тёплые и более холодные периоды.

Влияние на людей и животных (10 500 - 8500 до н.э.)

В Европе продолжают существовать палеолитические культуры охотников-собирателей. Они начинают активно использовать лук в охоте на оленей и мамонтов. Если в северных широтах людям пришлось выживать в условиях тундростепи, то на ближнем востоке холодный и сухой климат, как ни странно, повлиял на человечество положительно. В поиске новых источников пищи люди переходят от присваивающего хозяйства к натуральному, начинают целенаправленно выращивать злаки, которые в дикой природе теперь встречаются реже. Так в районе Леванта впервые появляется раннее земледелие.

В животном мире похолодание вызвало также неоднозначный эффект. Многие животные, вымершие в реальности, продолжили существовать. Однако некоторых представителей фауны вымирание коснулось. Последние пещерные медведи исчезают из лесов, вслед за ними сокращается популяция охотившихся на них пещерных львов. Однако мамонты, шерстистые носороги, олени и прочая мегафауна переживает расцвет в северной Евразии. Фауна Америки переживает потери — смилодоны становятся крайне редким видом, вымирают из-за деятельности человека гигантские ленивцы.

Mamont

Охота на мамонта в Европе. Реконструкция, 4000 год до нашей эры

Неолитизация (8500-4000 до н. э.)

Несмотря на появление земледелия в районе Леванта, процесс его распространения проходил очень медленно. В Европе вплоть до конца 5-го тысячелетия не было полноценных неолитических культур, и ещё очень долго после этого там доминировали не земледельцы, а охотники.

Препятствовал земледелию и очередной этап оледенения. Лишь в середине 5 тысячелетия неолит стал постепенно проникать в Южную Европу. На Ближнем Востоке процесс неолитизации шёл быстрее, однако там полноценное земледелие также появилось спустя довольно долгое время. Первый город в регионе появился около 7000 года до н.э.

Ситуация в различных областях мира к 4000 году до н. э.

Значительная часть Передней Азии полностью неолитизирована. Однако неолитические культуры в Леванте существуют только вдоль средиземноморского побережья — внутренние районы крайне засушливы и не подходят для земледелия. Тем не менее, в долине реки Шатт-эль-Араб (здесь она протекает на месте Персидского залива) также расцвело земледелие, хотя эта река была окружена пустыней. В Европе же земледельцы обосновались лишь в отдельных областях южной Европы, в основном на берегах Эгейского моря.

Засушливый климат Передней Азии не способствовал образованию крупных постоянных поселений. Тем не менее, уже в 7000 году до нашей эры таковые стали появляться, хоть и медленно. В основном протогорода находились недалеко от побережья Средиземного Моря.

Американский материк был заселён охотниками и собирателями, за исключением северной половины Северной Америки, которая была покрыта ледником. Африка также не знала земледелия, ранние земледельцы появились там лишь в долине Нила. На дальнем Востоке ранненеолитическими можно назвать только культуры в районе реки Янцзы. К северу и к югу от Хуанхэ простирается засушливая степь. Также в Азии земледелие начало развиваться на полуострове Сунда и окружённой пустыней долине реки Инд.

Появление земледельческих цивилизаций (3000-1500 до н. э)

Здесь и далее названия городов для более лёгкого чтения даются в современном РИ-варианте.

Наибольшего успеха достигли земледельческие культуры, находившиеся в Юго-восточной Азии. Это было Трёхречье (аналог Двуречья) и долина реки Инд. Условия в этих местах были непростым и засушливыми. Местное население начинает использовать ирригацию, чтобы собирать достаточно урожая со своей территории. Во второй половине 3-то тысячелетия до нашей эры в некоторых поселениях начинается массовое расслоение общества и появление классов.

К началу 2-го тысячелетия в долине реки Инд образовалось первое крупное государство с центром в городе Хараппа. Первым царём объединённой Сенги, как стали позже называть это государство, был Берек. Города в Сенге концентрировались почти исключительно вдоль реки Инд и его каналов.

В других частях света (в частности не так далеко от Сенги в Трёхречьеи и Леванте) к этому времени существовали лишь разрозненные города-государства. Трёхречье было разделено на две части, Северное и Южное. Жители гористого Северного Трёхречья не так часто взаимодействовали с населением южного, однако по своему уровню развития превышали их.

Бронзовый век