ФЭНДОМ

Внимание! Система летоисчисления, используемая в этой статье, не совпадает с григорианским или местным календарём, а всего лишь отображает примерную параллель с течением времени в игре Stellaris.

Хадзи́н (уйк. Ha-Jin), также известна по написанию Ха-Дзин, официальное название — Научный Директорат Ха-Дзин (уйк. Ha-Jin Karam Baraban) — межзвёздная технократическая империя, находящаяся в галакатике Млечный Путь. Одна из крупнейших империй в галактике, составляет около 16% всех звёзд. Столица империи — округ Кхамьона, расположенный на планете Этфакс Тхалак в системе Miri.

Этфакс Тхалак стал единым государством в 2191 году, после соответствующей резолюции Мирового Совета. Сначала будучи демократической парламентской республикой, Хадзин управлялся двухпалатным парламентом, избираемым на всенародных выборах. Затем, после референдума 2247 года, империя стала де-факто прямой демократией: парламент всё ещё существовал и утверждал законы, однако последнее слово было за народом: на прямых голосованиях, в которых участвовало всё взрослое население страны, выбиралась наиболее подходящая общественному мнению парламентская инициатива. Однако, в 2281 году фракция "Наука и Просвещение", состоящая из самых талантливых учёных и пользующаяся большим авторитетом среди населения, разгромила оппонентов на парламентских выборах, набрав 79% голосов. После продолжительных дебатов, на голосование была выдвинута идея отдать всю власть "специалистам", под которыми и подразумевалась эта фракция. Инициатива набрала 57%, что несколько меньше процента голосов на выборах, и с 2282 года Хадзин представляет собой технократическую однопартийную[1] олигархию, коей он является и по сей день.

История

Правительство

Структура

Демократический период

С момента создания в 2191 году и до референдума 2282 года Хадзин был демократическим государством, управляемым Всемирным Парламентом, который состоял из двух палат: Правительства и Сената, верхней и нижней палат соответственно.

Верхняя палата (Правительство) состояла из Министров, которые возглавляли Министерства, органы управления отдельной сферой жизни общества.

Первыми министрами Хадзина стали должностные лица Мирового Совета, международной организации, занимающейся охраной мира, безопасности на Тхалаке и развития сотрудничества между государствами. По Конституции 2191 года, Президент вправе издать указ о замене Министра с согласия политической партии, от которой он баллотировался, однако только с согласия Сената указ может быть приведён в силу. 

Сенат, нижняя палата, состоял из 250 сенаторов (по 10 от каждого из 25 обитаемых округов Тхалака), избираемых на всенародных выборах каждые 10 (5 местных или 10,3 земных) лет. Сенаторы издавали законы, а также могли привести в действие прописанную в конституции процедуру импичмента президента (что произошло в 2246 году, когда был отстранён от власти Пака Нхе, неоднократно превысивший свои полномочия и известный своими авторитарными высказываниями) и процедуру замены Министров.

Федерализация

По мере расширения империи, всё больше и больше звёздных систем оказывалось под её властью. Требовались органы самоуправления, а также представительство населения колониальных владений Хадзина - уйкского либо местного - в Парламенте. Так как каждая новая планета становилась одним избирательным округом и фактически приравнивалась к одному из районов Тхалака, в колониях начались акции протеста по поводу ущемления прав местного населения, что привело к референдуму 2214 года, на котором больше 70% населения проголосовало за реформу государственного управления.

По новой модели, каждая звёздная система получала свою Верхнюю и Нижнюю палату, право на собственную конституцию, а Правительство на федеральном уровне как одна из палат парламента упразднялась. Сенат, нижняя палата парламента, продолжил своё существование на федеральном уровне, однако его роль в жизни государства была ограничена: теперь в нём состояло по 10 сенаторов от каждой заёздной системы, и он занимался лишь главными вопросами государственного масштаба, издавал федеральные законы и следил за отсутствием противоречий в федеральной конституции и конституциях органов местного самоуправления.

Переход к технократии

В середине XXIII века общественная организация "Наука и Просвещение", состоящая из лучших ученых Хадзина, начала активное участие в политических дебатах, критикуя или поддерживая те или иные решения правительства, однако выступавшая в роли конструктивной оппозиции к действующей власти. 

На референдуме 2247 года, через год после свержения Паки Нхе, большая часть партии выступила в поддержку установления прямой демократии в государстве, заявляя, что "именно переход к прямой демократии приведёт к процветанию империи. Учитывая наш высокий уровень образованности, это точно получится" (под "нами" подразумевалось население империи, а не члены организации). Однако, небольшая часть партии, настроенная авторитарно, выступала против инициативы: по их мнению, "народ не обладает и не может обладать тем багажом знаний, умений и навыков, необходимых для доверия ему прямого управления государственным аппаратом". Несмотря на это, инициатива, выдвинутая на референдуме, набрала более 63% голосов, и империя успешно стала прямой демократией. 

Оппозиционная партия набирала всё большую популярность с течением времени, что объясняется их частым публичным выступлением в СМИ, а также постоянным обсуждением той или иной инициативы, принятой или выдвинутой на голосовании. Постепенно рейтинг партии рос, и она набирала всё больший процент голосов на парламентских выборах, достигнув пика своей популярности в 2281 году, когда на выборах в Имперский Сенат "Наука и Процветание" набрала 79% голосов избирателей. 

Авторитарная часть фракции сразу же заявила, что это "самая подходящая возможность совершить переход от демократии к технократии, передав всю власть опытным и умелым людям". Либералы и либертарианцы, которых в "Науке и Просвещении" было большинство, на такую инициативу отреагировали неоднозначно, но в целом негативно: так, сенатор Лин Гнан заявила, что "централизация власти в руках одной организации гарантированно приведёт к репрессиям, коррупции и, в конце концов, к деспотизму", а заместитель председателя политбюро Куно Дбок и вовсе объявил о том, что "если расстановка депутатов не будет зависеть от народного решения, то спустя некоторое время правительство сойдёт с ума и будет работать лишь на себя, и его будет некому остановить". 

После продолжительных дебатов, 14 апреля 2282 года глава партии Джан Стэт выступил с предложением компромиссной технократической модели, которая существует в Хадзине и по сей день. По его предложению, несмотря на то, что члены правительства не будут избираться народом, свободные СМИ будут разрешены, чтобы правительству было известно о проблемах населения и несколько точек зрения на принимаемые ими решения. Также основной экономической доктриной будет борьба с коррупцией, её последующее уничтожение и недопущение возрождения в будущем. 

Утопическое по своей сути предложение быстро разошлось по фракции и также быстро нашло своих сторонников. С легкостью победив на внутрипартийном голосовании (94% голосов в пользу инициативы), стэтская модель технократии была выдвинута на всенародное голосование. 

Среди народа и парламентской оппозиции предложение было воспринято неоднозначно. Несмотря на то, что фракция пользовалась популярностью и авторитетом в обществе, их открытое стремление свернуть демократический государственный аппарат было непонятно большинству населения. Впрочем, идеи перехода к технократии уже не раз озвучивались ранее, а репутация фракции как "честных и образованных специалистов" позволила партийной инициативе набрать 57% голосов на референдуме.

Современная модель

Правительство Хадзина представляет собой Совет Учёных, в который попадают профессора и доктора наук, знания и навыки в определённой области которых подтверждены. И хотя с развитием цифровых технологий знания оказались общедоступными, логика и здравый смысл до сих пор остаются приоритетными качествами. 

Ха-Дзин — федеративное государство, что означает, что все органы самооуправления имеют весомую политическую власть. Каждая звёздная система имеет свой собственный Совет Учёных, который издаёт законы и включает в себя все министерства.

Общегосударственный Совет обладает очень ограниченными полномочиями по сравнению с системными. В его зону ответственности входят вопросы государственной Конституции и регуляции соответствия с конституциями звёздных систем (проще говоря, отслеживание противоречий между конституцией Хадзина и аналогичными документами в органах местного самоуправления и их устранение), а также вопросы государственной безопасности, поддержания мира и международной торговли и дипломатии.

Политические партии

Основная статья: Политические партии Хадзина

В звёздных системах Хадзина легально существует несколько сотен политических партий, однако вся реальная власть держится в руках партии "Наука и Просвещение".

  • Наука и Просвещение — прогрессивистская, пацифистская и технократическая партия, правящая партия в Хадзине и главная партия во внутренней политике страны, занимает абсолютное большинство[2] мест в Советах Учёных. Выступает за поддержание мира во всей галактике, борьбу с коррупцией и привилегию образования. Экономическая ось партии не определена, в ней существуют как левые, так и правые члены.
  • Партия в Поддержку Природы (ППП) — зелёная либеральная партия, вторая по популярности и крупнейшая партия после "Науки и Просвещения". ППП спонсирует проекты по восстановлению окружающей среды на планетах и по переходу на более экономное производство. В целом лояльна действующему правительству, однако более радикально настроена в вопросах экологии.
  • Уйкская Национальная Партия — ультраправая националистическая партия, крупнейшая милитаристская организация в империи. Выступает за расширение границ и усиление армии, активное вмешательство в мировую политику, а также расширение уйкских расовых прав, а самые радикальные ораторы даже поддерживают геноцид расовых меньшинств. Во многих колониальных системах партия запрещена.
  • Новая Демократическая Партия Хадзина — праволибертарная партия, поддерживает переход к демократии и минимальное вмешательство правительства в жизнь общества и экономику, правовое равенство в государстве и полноправное гражданство для иммигрантов.
  • Единая Традиционная Партия — крупнейшая спиритуалистическая партия, крайне непопулярная среди уйкского населения. Выступает за восстановление прав религии, сохранение или возрождение общественных традиций и норм морали. Запрещена в отдельных системах.
  • Радикальная Имперская Партия — авторитарная партия. Считает необходимым контроль общества со стороны государства, упразднение федеральной структуры и крайне радикальную борьбу с религией, однако по большей части лояльна правительству.
  • Союз Граждан и Рабочих — самая популярная левая партия в империи, выступает за национализацию средств производства, поддержание международного мира и экономическое равенство между гражданами Хадзина. Поддерживает свободу слова и частично переход к демократии.

Население

Примечания

  1. Другие политические партии разрешены и легально существуют, однако вся реальная власть расположена в руках "Науки и Просвещения".
  2. Иногда под этой партией понимается совокупность федерального правительства и всех местных администраций. Фактически некоторые члены Советов не являются официальными членами "Науки и Просвещения", так что де-факто в правительстве существуют и беспартийные депутаты.