ФЭНДОМ

Когда Нас не будет - все твое будет. (Карл XI отказывается признавать владычество Сурии, 1311-й)

Сурийский потоп,  чаще Сурийское вторжение, Освободительный поход или Нашествие Врага в зависимости от симпатий определяющего - грандиозный вооруженный конфликт, начавшийся ранней весной 1311 и продолжающийся на сей момент. 

Развитие мира все несколько предшествующих столетий подходило к этому конкретному моменту: одновременное существование Сурийской и Западной империй не могло дольше продолжаться по идеологическим и политическим причинам. Соперничество в пограничных регионах и за влияние на второстепенные мировые силы, открытое и постоянное противостояние двух главенствующих религий и, наконец, субъективные амбиции правителей государств сделали возможным возникновение нового конфликта, который и разыгрался к XIV столетию от Славной битвы. Впрочем, стоит сказать, что неожиданностью разгорание войны не стало: еще с 1270-х годов ее предсказывали, ее ждали как ученые, так и священнослужители, как военные, так и простые жители. По масштабам предстоящее столкновение может сравниться только с двумя событиями в истории Континента: падением Эльфийской империи или Войной последнего союза, все остальные войны попросту меркнут по сравнению с начавшимся событием.

Непосредственным поводом для начала военных действий стало угасание Поднебесного царства и восстание нижних каст на Летних островах, недовольных постоянно растущим давлением метрополии и налоговым гнетом. На помощь повстанцам пришли силы Сурии, в результате чего военные действия были перенесены на территорию самого Царства, где правителям перворожденных помогать взялась Империя Запада, опасавшаяся распространения влияния Востока на соседние острова. Отправка людьми Запада помощи эльфам стала поводом для объявления войны и начала полномасштабного конфликта. 

Несомненно одно: победитель в войне подобного масштаба действительно останется гегемоном Континента и сможет установить свой собственный, несомненно истинный и правильный, порядок. 

Причины

Противостояние Сурии и Империи людей тянется еще с полулегендарного V века, когда историки Университета точно установили первую конфронтацию между двумя государствами людей. Та война привела в конечном счете к окончательному оформлению государственности как Сурии, так и Империи Запада с Пограничьем; она же задала этим двум странам вектор развития. 

Войны велись с некоторой периодичностью и в целом никогда не приводили к значительному изменению баланса сил. За несколько столетий правители Империи и Владыки Тьмы наносили друг другу поражения, одерживали победы, но никогда никому не удавалось нарушить сложившуюся картину мира. Казалось, что подобная уникальная стабильность будет сопровождать всю дальнейшую историю Континента. Однако в середине XI века император Карл X собрал вокруг себя невиданную прежде армию людей, эльфов и гномов, после чего устремился в наступление на саму Сурию, желая покончить с обителью зла раз и навсегда. Под его лидерством объединилась колоссальное войско, талантливые генералы, передовые научные достижения и доблесть простых воинов... Но Война последнего союза завершилась настоящей катастрофой для оного альянса; жалкая доля изначальной армии добралась домой, а моральный дух был сломлен. Поражение было полным, и только крайняя степень истощенности победившей Сурии помешала Десятому Владыке начать ответный поход на Запад. Но даже подобный исход войны, которая замышлялась как окончательное решение сурийского вопроса, привел к переменам во всех участвовавших сторонах. Так, Империя людей значительно потеряла в централизованности, гномы отказались от дальнейшего противостояния с сурийцами, а сами сурийцы наоборот сплотились плотнее под престолом Башни. 

За XII-XIII века произошли и другие значимые изменения в жизни мира. В упадок пришло Поднебесное царство, Гномья конфедерация отказалась участвовать в делах Континента, зато Железное господарство пришло в зенит своей силы, начав оказывать непосредственное влияние на большую политику по всему миру. Белозерская конфедерация перестала играть какую бы то ни было самостоятельную роль, превратившись в поле битвы за влияние между Западом и Востоком; Вольные города вошли в череду кризиса, вызванного ростом недовольства простонародья и торговым кризисом: упадок Поднебесья нанес страшный удар по посреднической торговле, некогда бывшей основой могущества городов. 

Локальные конфликты двух столетий готовили Континент к новой глобальной войне. Войне, которой осталось лишь дождаться повода, благо все необходимые причины уже были на месте. И таковые поводы действительно состоялись во втором десятилетии XIV века, которому суждено было оказаться поворотным моментом. 

Покушение в Нирне

Сурийские дворцы

Место действия - дворец нэси Бальтазара Мудрого.

Зима 1311-го в Сурии выдалась на удивление приятной и легкой; недавно был собран один из крупнейших урожаев, шла своим чередом торговля и города, села и веси Владыки готовились спокойно провести зимнюю пору. Орки, люди Великого океана, дракеи и гоблины радовались мягкой погоде, крупным запасам еды, участвовали в гуляниях и Всеобщее спокойствие воцарилось и в зиккуратах, где обитали аристократы Рассветной империи. Никто не ожидал неприятностей и аристократы собрались с удовольствием и радостью провести спокойное время, наслаждаясь богатством и роскошью. Привилегия первого торжества отошла нэси Бальтазару Мудрому, ученому книжнику и талантливому полководцу. 

В такой обстановке и случилось проишествие, ставшее во многом определяющим для последующей истории Континента. На торжественном приеме в честь Асами Тан, первой жены Владыки и матери трех его детей, убийца-человек попытался  добраться до ее старшего сына, Ур-Намму, которому только что исполнилось 17. Подлый удар кинжала был отведен Эйко Бейфонг, а незадачливого убийцу удалось схватить и со всей полагающейся строгостью допросить. Оный злодей под пытками профессиональных специалистов признался, что он был подослан императором Карлом XI именно для убийства наследника Владыки; дескать, император Западных людей разузнал о пророчестве Нахитона и решил предпринять радикальные превентивные меры. По настоянию разгневанной Асами, Владыка устроил незадачливому убийце публичную экзекуцию перед казнью, которую первая жена правителя Востока с радостью посетила. Затем правитель государства уединился с женой, детьми и своим наставником, обсуждая произошедшее и планы на будущее. Как только все разошлись, Владыка послал гонцов и вестников во все края своей обширной державы и ко всем значимым союзникам. 

Орки идут на войну

Кланы Северной Сурии идут на войну.

Через месяц со дня покушения в Нирне собрались представители каждого города, аристократического рода или племенного союза Сурии; здесь же были представлены культы Восьмерых и союзные Владыке окрестные государства. Всего собралось около 500 разумных существ, при нормальном составе совещательного органа в 250 лиц. Атмосфера заседания походила теперь на военный сбор: воеводы и командиры были в парадных доспехах и при оружии, жрецы пришли не в шикарных и тонких мантиях, но при одежде и символике, подобающей походу в дальние дали; на лицах легко читались решимость, ненависть и озлобленность. Великий совет открылся короткой, но гневной речью Темного Владыки, призвавшего сурийцев и их союзников к отмщению за подлое покушение.  Все остальное собрание прошло в потрясании оружием и произношении гневных клятв, но теперь нечто надломилось: люди, орки и дракеи Сурии сегодня были готовы переходить к конкректным действиям, их требовалось только поощрить к действию. Эту привилегию Владыка оставил за собой: после одновременно трогательной и воинственной речи Асами, почувствовав окончательную перемену в настроениях, он торжественно объявил подчиненным о своем желании уничтожить имперцев. Его желание нашло яростное одобрение у собравшихся, клявшихся в своем желании помочь правителю. 

Отношение к Западу в элитах и народе Сурии никогда не было теплым, но теперь все сословия и социальные группы требовали войны. Государство Свободных стремительно вооружалось и мобилизовывалось; Багряный флот в спешке чинил суда, орочьи племена двинулись ближе ко Вратам, а города собирали требуемые с них ополчения. Казалось, что через несколько месяцев огромная, невиданная прежде армия Сурии обрушится на земли Империи. Однако тут в игру вступает другое обстоятельство, которое обусловит значительные изменения в начальном этапе военных действий.

Восстание на Летних островах

Последняя царица

Королева Аларэль.

Многочисленные Эльфо-венделийские войны, никогда не завершавшиеся победой перворожденных, привели к дестабилизации экономики Поднебесья. И если первоначально утрата богатого редкими минералами региона угрожала только положению верхушки эльфийского общества, то к началу XIV века негативные последствия от постоянных неудачных войн ощущали все касты Царства. Регулярно терпевшие поражения воины требовали денег и ресурсов для восстановления, которые безжалостно выкачивали из колонистов и нижнекастовых, что, разумеется, им не пришлось по душе. Метрополия не предоставляла практически ничего взамен; ее гарнизоны были слишком малочисленными и колонистам самим приходилось заниматься своей безопасностью, зато с них регулярно требовали значительную дань. Вдобавок ко всему вышесказанному, к колонистам относились как к существам второго порядка, пригодным только для удовлетворения потребностей метрополии. 

В 1310-м году Царство испытало гибель урожая на своих собственных островах. Истощенная каменистая почва не принесла плодов, и каста земледельцев не смогла прокормить своих господ; к этому прибавился провал пиратской экспедиции к берегам Империи людей, которая была разбита силами императорского флота. Торговые операции в Вольных городах тоже не завершились желаемым успехом: не удалось совершить достаточно массовых покупок заграницей. Власти некоторых городов (Ламин) просто отказали в сделке, другие желали слишком, по мнению эльфов, многого, а другие уже поглощались хаосом противостояния элит и простонародья. Теперь вопрос встал по-серьезному и не ограничивался лишь потребностями аристократии и жречества; перед населением Островов вообще встал вопрос о выживании в зиму. Королева Аларэль, вошедшая на престол два года назад и известная своим упертым консерватизмом, отправила экспедицию на оставшихся кораблях на Летние острова, желая получить у колоний их собственные запасы. Правительница Поднебесья отдельно проинструктировала капитанов не церемониться с переселенцами, а помнить, что первостепенно - выживание аристократии и жречества тут, в метрополии. 

Ополчение 2

Ополченцы из корабельщиков.

Но прибытие сборщиков податей отнюдь не вызвало у местных подъем энтузиазма. С начала века на Летних островах активно действовал Культ Отрекшихся - подпольное объединение радикальных проповедников, разносивших среди переселенцев веру в Восьмерых. Отрекшимися они назвались самостоятельно, поскольку отринули одновременно и кастовый строй, и традиционную для перворожденных религию. Главным условием для вхождения в ряды культа было показательное отречение от былого путем уничтожения предмета, символически связанного с прежней кастой. Секта учила о равенстве всех эльфов перед истинными Божествами, необходимости свержения гнета правящих элит и объединения с общиной сурийских дракеев, указавших некогда правильный путь всем остальным сородичам. В борьбе с паразитирующими высшими сословиями угнетенные могут использовать любые методы, звездопоклонники должны пострадать за сделанный ими ошибочный выбор, приведший к столетиям издевательств и позора для подчиненных. Пропаганда культистов нашла самый живой отклик среди народных масс колоний, недовольных как тяжелым налоговым бременем, так и презрительным отношением к себе. Неву Нахитон, занимавшийся работой с Культом, нашел для них крайне удачный символ: юношу Галад-Лира с темным происхождением, но определенными зачатками харизматичного лидера. Конкретные решения за него принимали специально присланные из Сурии жрецы и доверенные неофиты - именно Культу суждено было стать тараном, сокрушившим эльфийскую государственность.  

Прибытие гонцов из Поднебесья стало началом общественного кризиса: в столице Летних островов начались массовые народные волнения, ставшие закономерным ответом на озвученные воинами Аларэль запредельные цифры подлежащих изъятию продовольственных запасов. Порт-всех-Звезд возмутился, но колонисты начали собирать потребованное у них зерно, опасаясь гневной реакции хорошо вооруженных экипажей из метрополии. Первоначально капитаны кораблей держали своих матросов под контролем: начальники уловили напряженность в воздухе, не хотели допустить эскалации этой озлобленности. Но уже через пять дней произошли первые эксцессы - и тогда Отрекшиеся нанесли удар. Заранее подготовленные отряды вышли на позиции, а народный гнев гарантировал поддержку перевороту. В Порте тихой зимней ночью были перебиты все капитаны и военные; культисты арестовали всех представителей власти и провозгласили о начале новой эры для эльфов. 

Галад-Лир и остальные Отрекшиеся немедленно послали корабли в Куш за помощью сурийцев. Вести такие ответственные переговоры отправилась Вайрис Гневная, одна из основательниц Культа, поклонявшаяся Покровителю Воинств и ревностно следившая за чистотой рядов. 

Силы сторон

Империя Запада

Карл Красивый

Коронационный портрет Карла XI Леви.

Империя людей Запада у престола Творца со дня своего основания была главным врагом Сурийской державы, ведущим защитником Континента от непреклонной воли Владык Тьмы. Религия Творца идеологически, своим авторитетом утверждает невозможность мирного сосуществования двух стран; соображения чисто прагматического толка тоже способствуют разгоранию конфликта. Народы, принявшие глубоко порочное покровительство демонов, должны быть уничтожены, а следы поклонения ложным божествам превратятся в пыль. Герой, избранник самого Бога, должен нанести решающий удар и уничтожить Сурию - в решающем бою он сразит последнего Владыку Тьмы, а его люди уничтожат последователей ложных божеств.  Когда слово Создателя будет раздаваться во всех уголках мира, когда падут стены лжесвятилищ - тогда установится вечное владычество Творца и наступит долгожданный мир. В грядущем мире установится всеобщее счастье, а Хор Радующихся будет существовать в полной гармонии с Творцом, как он и задумывал в конце концов. 

Основу вооруженных сил Запада представляет собой рыцарское сословие, достаточно многочисленное, хорошо оснащенное и боевитое. Слабость центральной власти при династии Валуа привела к росту численности профессиональных военных, на чью деятельность был великий спрос у крупных феодалов. За счет работы крестьянского сословия Империи удается содержать многотысячное воинство людей, никогда не занимавшихся работой, отличной от убийства себе подобных или других разумных существ. Конечно, рыцари бывают разными и есть целая пропасть между владетельным герцогом, который правит целой провинцией, и почти разоренным семейством, у которого едва ли найдется пяток деревень, но даже при таких различиях главное сословие старается соответствовать своему предписанному статусу. Каждый с детства готовится к войне, осваивая и теорию, и практику; для них работали талантливые ремесленники, к их услугам были слуги и наставники. 

Некогда имперские рыцари подчинялись строгой дисциплине и повиновались начальникам, но царствие Валуа расшатало эти устои. Теперь дворяне были привычны к самостоятельным действиям, риску и авантюризму; каждый слушался своего сюзерена и императора, но при попытке назначить среднего начальника возникали трудности. Рода были честолюбивы и не хотели повиноваться менее старым, споры за право руководить были привычными. Сравнительно малочисленные отряды с одной местности, либо войска провинций под командованием своего герцога, могли действовать  очень удачно, но вот объединенные войска испытывали трудности с взаимодействием и взаимопомощью.

С другой стороны, знать Империи наследует великолепные воинские традиции. За долгие века войн с Сурией они накопили вариативный тактический арсенал, знали как противостоять неприятелю и как наносить ему опасные удары.  Отвага и честь здесь действительно высоко ценятся, они обладают превосходными навыками бойцов и поддерживают себя в отличной форме. Им принадлежит качественное и разнообразное вооружение, эффективное для самых разных боевых ситуаций, могущее и спасать жизнь, и отнимать ее у неприятеля. 

Богатая и могущественная Церковь Творца ничуть не менее центральной власти опасалась сурийцев, ибо она пала бы их первой жертвой. Конклав становился ценным союзником, могущим предоставить не только деньги и Святые Ордена, но и помочь с укрощением высокой знати, укрепить дух простонародья и даровать людям светлую надежду, без которой война уже будет проиграна.  Между Карлом XI и священниками были споры в прошлом, но теперь-то они должны были объединить свои усилия, если кто-то из них собирался пережить грядущие события. Деньги Церкви позволят оснастить множество бойцов,  ее монастыри-крепости сдержат вражеское продвижение, Святые Ордена предложат свои благословенные мечи и копья, а рядовые служители займут позицию рядом с простыми людьми, помогая им продержаться долгое время. Эта сила послужит Империи Запада наилучшим способом. 

Города и села Империи многочисленны, трудовые люди закалены жизнью и испытаниями, готовы в час нужды подняться на защиту своего скромного положения. Богатые поселения обязаны не просто содержать стражу, но и регулярно проводить собрания ополчения, на которых горожане занимаются и физической подготовкой, и строевой, и пытаются овладеть оружием. Конечно, ополченцы в массе своей находятся на качественно другой ступени,  нежели профессиональные воины из числа рыцарей, но и они способны показать себя на войне. Вооружением их являются копья, арбалеты и короткие мечи; жители сельской местности идут в бой с топорами и луками; защитное вооружение каждый приобретает сам для себя, но по стандарту это деревянный щит и сравнительно легкие доспехи. Обеспеченные ополченцы позволяют себе кольчужное оснащение, другие пользуются кожаными или даже стегаными - впрочем, какой-то уровень защищенности и они могут предоставить. Крупные города Империи, особенно в ее богатых провинциях, содержат наравне с ополчением компании - наемные отряды численностью от нескольких сотен до двух тысяч человек, 

Свой вклад в защиту Империи готовы внести и ее ученые мужи из Университета Столицы, и ее верные маги, тесно связанные с учебным заведением.  Первые день и ночь готовили новое оружие, пытаясь дать стране технический перевес над врагом; вторые готовились помогать непосредственно на полях кровопролитных сражений.   

Сурия

Освободители завещали Сурийским правителям победить несмотря ни на что. Одержать победу над поклонниками злобного Бога-узурпатора, презревшего собственные клятвы и пытающегося самовластно распоряжаться мирозданием. В свое время людское племя, еще единое, сокрушило Первую империю; только очередная подлость "милостивого Творца" уберегла его от падения. Однако теперь потомки тех, кто остался предан изначальному Договору, могут перевернуть ход событий. Слишком долго они терпели противника по соседству, слишком долго тиранопоклонникам позволялось существовать в одном мире с верными Договору. Страна Свободных вошла в пик своего могущества, следовательно, пришло время сокрушить державу предателей, а равно и другие страны Континента, которые не признают истинность заветов Освободителей.  Великое пророчество гласит, что с падением пристанища Творца в физическом мире, нынешний Владыка Тьмы вознесется к Освободителям как равный, как 9-й член их Пантеона, а его наследник сможет объединить реальный мир и божественные реальности. И воцарятся радость, добро и счастье.  Самым главным инструментом победы должна стать сурийская армия, представляющаяся порой бесчисленным войском хорошо обученных и оснащенных воителей. 

Венделия

Регулярно на Континенте происходят страшные войны. Сурийские полчища, одержимые то ли религиозным фанатизмом, то ли примитивным желанием убивать и разрушать, прорываются во внутренние провинции Империи людей, а та старается от них отбиться. Армии разоряют мирные селенья, кровь льется рекой, убийства, насилье и предательства становятся повседневностью. Достаточно вспомнить Тьму и Пламень IX века, когда Владыка Тьмы сокрушал армии, палил города, разорял предместья самой столицы и опорочил императрицу людей - только Чудо, проявленное в храбрости бойцов императора и удаче, спасло тогда Континент. Люди Запада доказали свою способность защищаться, прикрывая собой всех остальных жителей Континента. Но затем последовала Война последнего союза, когда император Карл X из-за своей недальновидности не смог расправиться со врагом всего живого и обрек народы на продолжение войны. Но теперь, в новом веке, пришло время покончить с угрозой раз и навсегда - настал момент, к которому правители Венделии готовились всю свою долгую, совместную нежизнь. 

Численно армия Железного господарства уступала обоим вышеназванным сторонам. Лучшие войска Всеслава Вечного составляют всего 17 тысяч человек, что ничтожно мало по меркам Сурии и недостаточно много для Империи Запада. Однако есть нюанс: армия Всеслава представляет собой высокопрофессиональное, отлично обученное и превосходно оснащенное войско, на службе которого находятся передовые технологии и могущественные маги. Эти мужчины посвятили себя войне, постоянной подготовке к ней; ими командуют талантливые руководители, а дисциплина в этой армии свято чтится.  Сам Всеслав, его жена Анариэль, их главный воевода Святослав Черный доказали в многочисленных военных конфликтах свой талант; В час пришедшей нужды вместе с дружиной на поля сражений отправится ополчение венедцев, в которое вошло еще десять тысяч бойцов - обязательная воинская подготовка позволит добиться пользы в битве и от них.  Вендейские мужчины привычны к оружию, охочи до боя, искренне верят и в праведность своего дела, и в мудрость своих правителей-воевод, которым доверяют вести себя хоть в самое жаркое пекло.  Дискуссионным остается вопрос о степени распространенности в армии Венделии темных созданий, настоящей нежити; в этом вопросе до сих пор не удалось отделить правду от досужих сплетен и слухов, возможно, даже нарочно распускаемых Венделией.  Более-менее надежно можно говорить только о существовании в рядах армии Господарства личной гвардии Всеслава и Анариэль, чьи боевые характеристики явно превосходят человеческие. Все послы отмечали, что дворец Господ охраняют громилы в чернейших доспехах, вечно хранящие гробовое молчание, но яростно пресекающие любое нарушение и всегда готовые прийти на помощь правителям по их малейшему зову.  В Северной долине Университету удалось обнаружить сразу нескольких беглецов-чернокнижников, обитающих под чужим именем и под иной личиной, но явно продолжающих свои изыскания на пользу Венделии. 

Прочие

Мелкие государства и народности, оказавшиеся к несчастью для себя между трех огней, находят себя в ситуации, когда им не до решения великих задач, поставленных перед собой крупными игроками. Главной, если не единственной,  задачей таких племен становится их выживание, выживание любой ценой. По мере возможностей, желательно, нарастить влияние, но в приоритете простое продолжение существование. Уже эта задача зачастую становится слишком сложной, невыполнимой. 

На стороне Сурийской державы будут сражаться Королевство обеих Рек, созданное легендарной Батильдой после победы в Войне последнего союза. Это государство так никогда и не обретет настоящего единства и останется ареной боевых действий, что безусловно скажется на их военном деле. Речники не смогли освоить нового вооружения, основная масса их солдат не пользовалась надежными доспехами, а конница была только сопровождением Верховного короля. Сам правитель признавался командующим, но сложная система подчинения...

Распавшаяся на две части Белозерская конфедерация прекратила свое существование как даже формальное государственное объединение. Теперь там было два князя,  два двора и две дружины, выступавшие либо в интересах Империи Запада,  либо в интересах Сурии. 

???

Ход событий

Первый этап

Падение перворожденных

Дипломатия Всеслава

Карл XI был человеком весьма прагматичным и рациональным; он превосходно понимал, каких масштабов исходит опасность от Сурии на сей раз и собирался привлечь к борьбе с этой угрозой всех, кого только мог. Все свое правление (с 1307 года) император посвятил сбору сил, укреплению своей власти и повышению численности войска. В поисках союзников государь Запада обратил свой взор на крайний Север, где в уединенной долине лежала и ожидала своего часа Венделия. О враждебности Всеслава сурийцам знали все, кому на Континенте полагалось это знать; его армия была закалена многими войнами, ему принадлежали богатые месторождения минералов, наконец, он сам  был могущественным не-человеком, ценным кадром для  потенциальной "Второй армии Союза".   Но было одно но... 

Здесь стоит отметить, что отношение к Венделии и в начале XIV века у имперцев не отличалось доброжелательностью. Конечно,  это не сравнится с X веком, когда никто не хотел признавать Всеслава правителем; но и ныне у Господарства хватало недоброжелателей, пусть они и затаились до поры до времени. В первую очередь, разумеется, Церковь Творца, не желавшая иметь абсолютно никаких отношений с вечно не-живым отступником, поскольку это полностью противоречило ее постулатам и вере. Правление Вечного словно подтверждало их правоту: господарь едва ли не открыто демонстрировал враждебность к культу Создателя, экспериментировал с собственной идеологией и давал укрытие людям, которых Церковь полагала опасными преступниками и врагами. Примеру клира следовали наиболее крепкие в вере феодалы, вроде Сигизмунда Монфора: последний в своем владении запретил торговлю с венедцами и показательно расправился с нарушившим запрет торговцем. Высшая аристократия или опасалась могущества вампира, или искренне ненавидела демоническое отродье - хотя, вот как раз ее скорое наступление сурийцев могло резко заставить изменить мнение.  Наконец, маги и ученые мужи Университета могли найти возражения против сотрудничества с бывшими коллегами, но они, пожалуй, были наиболее лояльной частью элиты.  Как видно, Карл XI оказался в ситуации, из которой не было правильного выхода, но делать выбор надо было как можно скорее. 

Император людей очень долго думал над решением. Оно было принято с тяжелым сердцем, но уже ранней весной 1311 года  его доверенный гонец, наперстник  и друг направился в Венделию с посланием для ее правителя. Реми Шатьер не получил самого письма, разумеется; он зато мог говорить от лица своего правителя и наизусть знал все, надлежащее и ненадлежащее к обсуждению. Именем императора он изымал лучших лошадей, коих не жалел по своей дороге, стараясь добраться до Долины как можно скорее. Наконец, менее чем через две недели, усталый и изможденный гонкой со временем, Шатьер добрался до Перекрестка, где произошла его первая встреча с законной супругой Всеслава, Анариэлью Вознесенной - не-мертвая вампирша охотилась на оленя в присутствии своей компании из нескольких подруг и вечных черных стражей.   

Жертва Эвин

Атака Бальтазара

Итоги и последствия