ФЭНДОМ

Совесткий Союз (официально - Союз Советских Республик Европы и Азии) - государственное образование, сочетающее в себе признаки федерации и конфедерации. Его членами являются более 30 республик Восточной Европы и Северной Евразии. С 1922 года и до конца 80-х годов XX века было известно как Союз Советских Социалистических Республик.

История

Государственное устройство

Достаточно трудно дать конкретное определение Советскому Союзу, поскольку он сочетает в себе признаки мягкой федерации, конфедеративного союза и военно-политического блока. После принятия Конституции 1990 года, Союз состоит из республик - суверенных государств, наделенных полной самостоятельностью в решении внутренних проблем и определенными правами во внешней политике. В ведении же союзных органов власти находится координация внешней политики, вооруженных сил, общее экономическое и таможенное пространство, общее пространство госбезопасности.

Главой исполнительной власти является Президент ССР. Он избирается всеми гражданами ССРЕА на прямых выборах путём всеобщего, тайного и прямого голосования сроком на 5 лет. Президент ССР обладает правом законотворческой инициативы в рамках союзных органов власти, является представителем Союза на международной арене и правом назначения Главнокомандующего Объдиненого Генштаба Союза, но не обладает ни правом роспуска Съезда Народных Депутатов, ни правом формирования или отправки в отставку Правительства. Законодательной властью обладает Съезд Народных Депутатов, избирающийся по одномандатным округам раз в четыре года. СНД обладает исключительным правом формирования правительства, правом объявить ему и президенту воттум недоверия, правом принятия союзных законов.

Координацией между армиями союзных республик занимается Объединенный Генштаб Союза. По модели, схожей с таковой у НАТО, Союз не обладает едиными вооруженными силами, вместо этого союзные военные органы занимаются координацией совместных действий вооруженных сил республик. Ракетные войска являются единственной ветвью Вооруженных сил, которые находятся в ведении Москвы и подчиняются только Президенту и Главнокомандующему. Главнокомандующий не может объявить войну или заключить мир без согласия СНД и Президента.

Правительство ССР возглавляет Премьер-министр, назначаемый СНД до конца текущего созыва. В связи с принятием Конституции 1990 года и последовавшим сокращением полномочий союзного центра, уменьшилось и колличество союзных органов представленных в правительстве.

Политические партии Советского Союза

Советские партии, подстать самому Советскому Союзу, не являются партиями в классическом понимании - скорее это альянсы схожих по идеологии партий из разных республик, которые участвуют в выборах в СНД единым списком.

До 1990 года, согласно шестой статье Конституции, только КПСС была единственной легальной партией в СССР, но после принятия новой Конституции и с распадом структуры, построенной на принципах "демократического централизма", КПСС потеряла и монополию на власть, и своё доминирующее положение в системе. На 2018 год, в ССРЕА функционирует около 20 общесоюзных партий.

КПСС

В первую половину Перестройки, в 1985-1989 годах, Коммунистическая партия Советского Союза, в лице Горбачёва и Политбюро, была инициатором реформ, но после того как в августе 1989 года Горбачёв заключил Ново-Огарёвские соглашения с лидерами Межрегиональной Депутатской Группы, фракция "Союз" В СНД, состоящая из консервативно настроенных депутатов, встала в жёсткую оппозицию Горбачеву. Хотя голосов съезда, большинство на котором имели представители демократической оппозиции, не хватило для того, чтобы отстранить Горбачёва от президентских выборов, тем не менее в состав "Союза" входили или поддерживали его многие видные партийные (Лигачёв, Янаев) и общественные (Нина Андреева, Сажи Умалатова) деятели, поэтому на XXVIII съезде КПСС, проходившем уже после победы Горбачёва на выборах, он был лишён поста Генерального секретаря. В знак протеста против этого решения, сторонники Горбачёва начали массово выходить из КПСС, сформировав Прогрессивную партию на уровне Союза и про-горбачёвские партии в своих республиках.

В 90-е годы партия переживала болезненный процесс трансформации. Политбюро и ЦК из структур, заменивших собой советы и правительство, вновь превратились в органы управления лишь политической партией, да и сама партия была уже не партией, а лишь федераций значительно меньших по размеру коммунистических партий в республиках. Избранный генеральным секретарем Николай Рыжков довольно многое сделал для того, чтобы объединить дезорганизованные партии, в некоторых случаях только вчера выросших из "первичек" на местах, и наладить между ними координацию. Александр Квасиньевский, сменивший его в 00-х, после вхождения в ССРЕА стран бывшего Варшавского Договора, сумел привлечь к участию те партии из западных республик, которые оставались коммунистическими даже после окончания Перестройки.

На сегодняшний день, КПСС уже не такая массовая партия, как в середине XX века, но тем не менее, она остается одной из важнейших партий в ССРЕА. Партия занимает лево-консервативную позицию. Входящие в её состав республиканские компартии, как правило, выступают за ужесточение государственного контроля над экономикой, а на союзном уровне - за усиление власти союзных органов, потенциально - за возврат к федеративному устройству СССР. Во внешней политике, в отличии от Демсоюза и Прогрессивной партии, выступает не столько за возобновление противостояния с Западом, сколько за автономию во внешней политике и ограничение участия в процессах глобализации, в чем позиции КПСС совпадают с позициями правых консерваторов и националистов из Народного фронта.

До середины 00-х, у КПСС были проблемы с деятельностью партий-членов в республиках Прибалтики, а также в некоторых бывших советских сателлитах: Польше, Румынии, Чехословакии, Болгарии.

Ведущие партии-члены:

  • КПРФ
  • КПУ
  • Компартия Беларуси
  • Польская Объединенная Рабочая Партия
  • Коммунистическая партия Крыма
  • Коммунистическая партия Приморья
  • Социалистическая партия Сербии

Генеральный секретарь ЦК КПСС: Анатолий Локоть (Сибирь)

Известные члены: Александр Лукашенко (Беларусь), Александр Квасиньевский (Польша), Геннадий Зюганов, Сергей Удальцов (Россия), Андрей Ищенко (Приморье)

Прогрессивная партия

После выхода Горбачева и его сторонников из КПСС, требовалось сформировать новую политическую партию, на которую смог бы опереться первый президент ССРЕА. Из тех "первичек" КПСС, что заняли позицию Горбачева, родились про-горбачевские партии в России, индустриальном Поволжье, Украине, которые стали основой для Прогрессивной партии. С 1990 по 2010 годы она образовывала правящую коалицию с Демсоюзом, а кроме Горбачева президентами от этой партии были.... и ....

После возвращения Прибалтики в Советский Союз, ПП усилилась партией "Согласие", ведущей лево-центристской партией Латвии, а после вступления в ССРЕА стран Восточной Европы еще и теми бывшими коммунистическими партиями, которые в Перестройку переформатировались в социал-демократические. На данный момент, именно восточноевропейские республики, Прибалтика, Россия и Украина и являются теми республиками, где позиции прогрессивистов сильнее всего.

Партия исповедует конвергентный социализм - политическую и экономическую теорию, созданную Михаилом Горбачевым в период Перестройки. Эта теория предполагает смешанную экономику с большим, но не доминирующим госсектором, которая сочетается с социальным государством и представительской демократией. В последнее десятилетие, партия также начала поддерживать прогрессивные идеи борьбы с шовинизмом и феминизма, поддерживает однополые гражданские союзы на всей территории ССРЕА.

Ведущие партии-члены:

  • Партия Реформ (РФ)
  • СДПУ (Украина)
  • Поволжская Партия Прогресса (Поволжье)
  • "Согласие" (Латвия)
  • Социал-демократическая партия Чехословакии
  • Социал-демократическая партия Сербии
  • Кавказская Прогрессивная Партия (Чечня, Дагестан, Алания)

Председатель партии: Нил Ушаков (Латвия)

Известные члены: Михаил Горбачёв, Вацлав Гавел, Сергей Миронов, Геннадий Гудков

Народный фронт

С началом перестройки кроме сил реформистского социализма и либерализма, во многих республиках СССР и странах Восточного блока пробудились силы национализма, до того спавшие и подавлявшиеся органами госбезопасности. В одной республике за другой создавались так называемые "Народные фронты" - движения местных националистов, желавших скорейшей независимости от Москвы. Представители крупнейших из этих движений также были приглашены для дискуссий о судьбе Союза в Ново-Огарёво во второй половине 1989 года. Однако тот факт, что эти представители согласились на условия новой конституции, расколол многие народные фронты - их начали покидать сторонники полной независимости, посчитавшие конфедеративный СССР лишь более длинным поводком.

В 90-е и 00-е оставшиеся в живых народные фронты переформатировались в консервативные и националистические партии, заняв пустующую но востребованную нишу на правом фланге. Общесоюзный Народный фронт, названный так в память об этих организациях, был создан в 1994 году, а возглавили его представитель Чечни Руслан Хасбулатов и Александр Лебедь от России. Партии Народного фронта имеют сильные позиции на Западной Украине и в бывших моноэтнических автономиях РСФСР и других республик СССР, а также в некоторых консервативно-настроенных респбуликах бывшего Восточного блока.

Ведущие партии:

  • Народный рух Украины (Западная Украина)
  • Батькивщина (Украина)
  • ФИДЕС (Венгрия)
  • Право и Справедливость (Польша)
  • Конгресс Русских Общин-Либерально демократическая партия России
  • Наш дом - Новороссия
  • Союз граждан Крыма
  • Татарское национальное движение
  • Эстонский народный фронт
  • Гражданская демократическая партия (Чехословакия)

Председатель партии: Виктор Орбан (Венгрия)

Демократический Союз

Демократический Союз является партией-правопреемницей Межрегиональной Депутатской группы, первой легальной оппозиции в Советском Союзе. Созданная Андреем Сахаровым, Юрием Афанасьевым, Гавриилом Поповым и Виктором Пальмом, этот неформальный альянс сумел завоевать большинство мест на выборах в I Съезд Народных Депутатов и принудить Горбачёва к корректировке курса Перестройки на более решительный, что в результате привело к Ново-Огарёвскому процессу второй половины 1989 года и принятию Конституции 1990 года.

На пару с новообразованной Прогрессивной партией, составляло лево-центристскую коалицию, которая с 1990 по 2010 годы фактически управляла Советским Союзом. В то время как приоритетом их партнера по коалиции было сохранение социального государства, Демсоюз отстаивал позиции рынка и свободного предпринимательства. До сих пор Демсоюз является крупнейшим объединением либеральных партий в ССРЕА.

Ведущие партии:

  • Демократическая Россия
  • "Солидарность" (Польша)
  • Азербайджанская народная партия
  • Республиканская партия Армении
  • Туркменская демократическая партия
  • Республиканская партия (Узбекистан)
  • Белорусский народный фронт

Известные члены: Андрей Сахаров, Григорий Явлинский, Егор Гайдар, Виктор Ющенко, Михаил Саакашвили, Алексей Навальный

Административно-территориальное деление

Культура