Альтернативные Миры вики
Advertisement

Беларусь (белор. Беларусь), официальное название-Республика Беларусь (белор. Рэспубліка Беларусь)-государство в Восточной Европе. Население на 1 января 2039 года составляет 10 457 600 человек, территория-207 600 км².

Столица и самый крупный город государства-город Минск. Государственным языком являются белорусский и русский. Страна делится на 6 областей, причём Минск имеет особый статус города республиканского подчинения.

На северо-западе республика граничит с Литвой, на западе-с Польшей, на севере-с Латвией, на востоке-с Россией, на юге-с Украиной.

Денежная единица-белорусский рубль (1992-2025),белорусский таллер (2025-2044),евро(2044-н.в.).

Независимость получила в 1991 году.За первые полвека страна пережила нестабильный период парламентской демократии,диктатуру Александра Лукашенко,"малую оттепель" Сергея Румаса,"Революцию Свободы",возвращение к демократии,......

Государственное устройство

Беларусь — унитарная президентско-парламентская республика. Основным законом государства является Конституция Республики Беларусь (белор. Канстытуцыя Рэспублікі Беларусь), принятая в 1994 году. В конституцию неоднократно вносились поправки, принятых в результате референдумов 1995, 1996, 2004 и 2025 годах; в ходе них неоднократно изменялся объём полномочий президента — как в сторону увеличения, так и уменьшения.

Главой государства и руководителем исполнительной ветви власти является Президент Республики Беларусь (белор. Прэзідэнт Рэспублікі Беларусь). Президент избирался сроком на пять лет тайным голосованием на всеобщих прямых выборах. Также президент формирует правительство — Кабинет Министров Республики Беларусь (белор. Кабінет Міністраў Рэспублікі Беларусь). Правительство возглавляет премьер-министр, в него входит министры (возглавляют министерства) и главы ведомств, не имевшие министерской должности, но официально приравниваемые к министрам по статусу. Количественный состав и структура правительства не были регламентированы законодательно и определяются президентом.

Законодательную власть осуществляет однопалатный парламент — Народная Рада Республики Беларусь (белор. Народная Рада Рэспублiкi Беларусь),депутаты которой избираются по пропорциональной системе прямым всеобщим голосованием, срок полномочий — 4 года.

Высшая судебная власть принадлежит Верховному суду (белор. Вярхоўны суд). В его ведении находились системы уголовного, гражданского, административного, торгового и налогового правосудия, он является высшей апелляционной инстанцией по соответствующим делам. В 1994 году в Белоруссии был учреждён Конституционный суд (белор. Канстытуцыйны суд), в ведение которого из ведения Верховного суда были переданы вопросы, связанные с толкованием конституции и определением соответствия законодательных актов конституционным нормам. В его составе 12 судей, половину судей, в том числе председателя назначал Президент (председатель суда назначался с согласия Народной Рады), вторую половину избирает Народная Рада.

В административно-территориальном отношении Беларусь делится на 6 областей, области делятся на районы и города областного подчинения. Общее число районов во всех областях составляет 118, а городов областного подчинения — 12. Город Минск является самостоятельной административной единицей, которая не входит ни в одну область.

Список президентов Беларуси

     Беспартийный     «Белая Русь»     «Демократический фронт»

Портрет Имя В должности Партия
1 Бацька.png Александр Лукашенко

(1954 - 2032)

20 июля 1994 9 августа 2020 Беспартийный
2 Румас.jpg Сергей Румас

(р.1969)

9 августа 2020 16 августа 2025 «Белая Русь»
3 Файл:Клясич.jpg Алина Клясич

(р.1979)

16 августа 2025 «Демократический фронт»

Список премьер-министров Беларуси

     Беспартийный     «Белая Русь»     «Объединённая гражданская партия»

Портрет Имя В должности Партия
7 Старик.jpg Михаил Мясникович

(1950-2024)

28 декабря 2010 27 декабря 2014 Беспартийный
8 Andrei Kobjakow.jpg Андрей Кобяков

(1960-2040)

27 декабря 2014 18 августа 2018 Беспартийный
9 Румас.jpg Сергей Румас

(р.1969)

18 августа 2018 10 марта 2020 Беспартийный
10 Головченко.jpg Роман Головченко

(1973-2040)

10 марта 2020 3 сентября 2020 Беспартийный
11 Vakultchik.jpg Валерий Вакульчик

(1964-2041)

3 сентября 2020 13 августа 2025[1] «Белая Русь»
вр.и.о Временщик в Беларуси.jpg Владимир Макей

(1958-2040)

13 августа 2025 10 ноября 2025 Беспартийный
12 Соболь по-лицьвински.png Анна Казимович

(р.1982)

10 ноября 2025 «Объединённая гражданская партия»

Политические партии

Несмотря на гарантируемую Конституцией многопартийность и большое количество зарегистрированных партий,в стране с 2035 года сложилась де-факто двухпартийная система с доминирующими партиями-либеральным "Демократическим фронтом" и социал-демократической БСДГ.Официально зарегистрировано 60 политических партий разных направлений,однако,с формированием двухпартийности мелкие партии зачастую идут в союз либо с "Демфронтом",либо с БСДГ.

  • "Демократический фронт"-крупнейшая политическая партия Республики Беларусь,которая сейчас доминирует в Народной Раде и большинстве региональных парламентов западной и центральной части страны.Была основана в 2017 году экс-президентом Алиной Клясич.Уже в 2020 году партия стала центром белорусских либеральных сил и прошла в парламент.Ввиду своей оппозиционной деятельности партия и её члены подверглись репрессиям в 2021-2023 годах,однако,не была запрещена.В 2025 году партия давжды на июльских и августовских президентских выборах выдвигала своего лидера Клясич.Также в период 2025-2030 годов была правящей в коалиции "Свободная Беларусь",вскоре была объединена с другими либеральными партиями."Демфронт" стоит на позициях классического либерализма,евроатлантизма и белорусского национализма(частично).Основной электорат партии-молодежь,интеллигенция и мелкие предприниматели,по электоральной карте популярны в западной и центральной части страны.

История

Президентство Лукашенко (2010-2020)

19 декабря 2010 года в Беларуси прошли четвёртые президентские выборы,в ходе которых в первом туре победил тогдашний президент Александр Лукашенко,что вызвало массовые протесты в период 19-21 декабря и обвинения в "фальсификации выборов".Между тем,протесты были подавлены и Лукашенко остался при власти.

Пропутинский митинг в Минске,весна 2012

2011 год для страны запомнился терактом в минском метрополитене и финансовым кризисом,вызвавшим девальвацию белорусского рубля и под влиянием его в стране прошли митинги,которые также были подавлены милицией.

"Революцию Чести" в Беларуси встретили смешано и с большими ожиданиями,как от оппозиции(демократизация России и давление нового демократического правительства на лукашенковский режим),так и от властей(решение экономических вопросов и вопросов "Союзного государства),кроме того,многие пророссийские (которые были пропутинсикими) движения восприняли революции в штыки,обвинив революционеров "в госперевороте и установлению проамериканской власти").Между тем,на фоне установления диктатуры Зюганова и провозглашения РНФР в 2013,отношения между странами значительно потеплели.

В ноябре 2014 года Россия,Беларусь,Армения на месте бывшего ОДКБ образовали "Московский пакт" и "Витебский Экономический Союз",которые заменили СНГ и ЕврАзЭС.

Протест в Минске, 11 октября 2015 год

В 2015 году прошли очередные президентские выборы,где с результатом 73,46% в очередной раз победил тогдашний президент Лукашенко,что вызвало митинги,как в 2010,но более массовые,ввиду того,что многим жителям страны надоел тогдашний режим.Протесты охватили всю страну:от Витебска и Бреста.Несмотря на то,что главными лидерами протестов была тогдашние кандидаты Татьяна Короткевич и Анатолий Лебедько,которые были условными либералами,к протестам присоединились националисты,часть левых и русофилы.

Попытки собрать пролукашенковские митинги со стороны властей и сделать их массовыми не увенчалось успехом,а лишь стало объектом критики и насмешек.Между тем,властей из-за границы поддержала Россия,направив бойцов ОМОН и внутренних войск,кроме того,была организована пропагандистская кампания против оппозиции,в частности,рассказывалась про "русофобию" протестующих и лидеров оппозиции.Оппозицию же поддержали страны Запада,Прибалтики и Украина.

Спустя почти месяц,15 ноября митинги удалось подавить силой,что резко было осуждено мировым сообществом,РНФР же поддержала властей(тогдашний президент Зюганов заявил о "второй полноценной победе социализма против воинственного капитализма").Лебедько и Короткевич были депортирован из страны в Польшу,многих активных протестующих посадили в тюрьму на долгие сроки.Период 2015-2020 в будущем прозовут "периодом молчания",когда оппозиция будет ещё сильнее давится властями.Ещё одним итогом бунта стала большая привязанность режима Александра Лукашенко к России,однако,боясь вторых массовых протестов,Лукашенко не решится на объединение Беларуси и России.

Ещё одна информация про "Октябрьский бунт" достойна упоминания-в тех протестах участвовала и получила первый серьёзный срок(полгода) будущий президент Алина Клясич.

Период 2015-2020 годов для страны прошёл относительно спокойно,лишь несколько событий были заметными:налог на "тунеядство",который ввели в начале года и отменили в январе 2021,учения "Запад-2017",которые показали большую напряжённость Беларуси и России с Украиной(которая пыталась не усложнять отношения),Польшей,Литвой,Латвией и НАТО,кроме того,условный противник для МП на учениях в лице "государства" "Вейшнория" вызвал целый ряд интернет-мемов и созданию аналогичного виртуального государства.

Александр Лукашенко объявляет о невыдвижении на президентские выборы

2020 год страна встретила с несколькими важными событиями:во-первых,5 марта в обращении к народу президент Александр Лукашенко заявил о том,что не будет идти на выборы в августе,что стало шоком и неожиданностью для многих,кроме того,называли разные причины,но основной стало желание всеми возможными способами удержаться во власти.

Во-вторых,в мае того же года на основе "Республиканской","Аграрной" и "Патриотической" партии и организации "Белая Русь" была создана одноимённая левоцентристская партия,куда вошли почти все политики,приближённые к тогдашнему режиму.

В-третьих,начиная с февраля,в стране распространилась эпидемия COVID-19 и начала стремительно заражать многих жителей Беларуси,впрочем,власти не ввели карантинные меры(Беларусь,как и Швеция,стали единственными европейскими странами в 2020 году,которые не ввели карантин),а статистика заболевших многими экспертами называлась "заниженной",однако власти отрицали занижение данных.

К лету того же года страна активно готовилась к выборам.Всего было зарегистрировано 4 кандидата,кроме того,ввелась достаточно активная агитационная кампания двух основных кандидатов-Сергея Румаса и Сергея Тихановского.

Как уже было сказано,первым основным кандидатом стал член партии "Белая Русь"(которая его и выдвинет) и тогдашний премьер-министр Сергей Румас,который ради президентского поста покинул премьерское кресло.Программа Румаса была центристской:обещалась "продолжение курса Лукашенко без перегибов",реформация экономики и решение вопроса Союзного государства с Россией.Румаса поддержали ЛДПБ и Коммунистическая партия.

Флаг партии "Белая Русь"

Вторым главным кандидатом был Сергей Тихановский,который был официально беспартийным,но его подержала почти вся белорусская либеральная и националистическая оппозиции.Программа Тихановского была национал-демократической:обещалась "очистка власти от лукашенковского клана",реформы в стране,демократизацию,развитие белорусского языка с сохранением русского как государственного и многовекторною внешнюю политику.Кроме того,Тихановскому удалось в рекордные сроки удалось набрать сто тысяч подписей для выдвижения кандидатом.

Третьим и четвёртым кандидатами стали глава организации "Говори правду" Андрей Дмитриев с центристской программой и Сергей Скребец от БДСГ "Грамада" с социал-демократической программой,однако,они остались малозаметными в предвыборной гонке.

Исключая Румаса,все кандидаты ввели свою агитацию на русском и белорусском языках(Румас же ввёл кампанию исключительно на русском).

9 августа были прошли выборы,где Румас получил 60,45%,Тихановский-30,63%,остальные кандидаты набрали меньше 10%.Третьим президентом Беларуси стал Сергей Румас.

Нового президента с победой поздравили Россия,её союзники и Украина,чуть позже США,Франция и Германия после доклада ОБСЕ о "первых частично свободных выборах" тоже выслали свои поздравления.

Правление Румаса (2020-2025)

Первыми шагами нового президента стала демократизация в стране,в частности,амнистия многих заключённых по делу "Октябрьской революции" и гарантии о безопасности для возвращения политэмигарнтов в страну,чем воспользовались Короткевич,Лебедько и Позняк,Рада БНР же отказалась возвращаться в страну,аргументируя "недоверием к румасовскому режиму".Также новый режим ослабил давление на оппозицию,чем она и воспользовалась,готовясь к объявленным досрочным парламентским выборам в январе 2021 года.

Как уже было сказано,24 января 2021 года прошли досрочные парламентские выборы,где было зарегистрировано много партий,в.т.ч "Белая Русь" и "Демократический фронт"-объединение(блок) многих либеральных партий-от ОГП до "Страны для жизни",лидером которой стал Сергей Тихановсикй.

Выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания VIII созыва
Партия Лидер Результат Места
«Белая Русь» Сергей Румас 38%
51 / 110
БДСГ «Грамада» Татьяна Короткевич 8,4%
21 / 110
«Демократический фронт» Сергей Тихановский 6,2%
13 / 110
«КПБ» Алексей Сокол 6%
9 / 110
«ЛДПБ» Олег Гайдукевич 5,3%
5 / 110
Партия БНФ Григорий Костусёв 5%
3 / 110
Беспартийные 4.6%
8 / 110

Несмотря на то,что после выборов "Белой Руси" удалось получить большее часть мест,для большинства партия пошла на коалицию с ЛДПБ и КПБ,которые де-факто были "системной оппозицией",новым премьером стал Валерий Вакульчик,что сильно удивило оппозицию,также был сформирован кабинет министров,в котором можно отметить главу Совета Безопасности в лице бывшего президента Александра Лукашенко,что ввело на мысли о дальнейшем влиянии бывшего президента на новую власть.

Несмотря на новую политику,многие решения лукашенковского периода остались неизменными,например, на голосовании об законе от "Демфронта" "Про модернизацию предприятий",за которым в стране должна была начаться приватизация государственных предприятий,правящая коалиция единогласно проголосовала против,объясняя "нежеланием повторения ошибок 90-ых с образованием олигархии".Также,было отклонено предложение о вводе карантина из-за повышения числа заболевших COVID-19 осенью 2020 года,чем Румас продолжал политику Лукашенко.

Во внешней политике периода августа-декабря 2020 новой власти удалось немного улучшить отношения с странами ЕС и США,которые сильно подпортились после 2015 года,за счёт "малой демократизации",кроме того,произошла встреча тогдашним президентом США Крузом и лидерами европейских стран,что было знаменательным в геополитике событием,но при этом страна по-прежнему ориентировалась на Россию,в частности,удалось уладить некоторые торговые проблемы времен Лукашенко.Между тем,за всю президентство Румас так и не решился на полноценное объединение с Россией в Союзное государство,возрождая многовекторный курс(который был до 2015 года) страны,поддерживаемый оппозицией как "компромиссный"

Декабрь 2020-февраль 2021 для Беларуси выдался спокойным и без знаменательных событий.

"Революция Свободы"

Эпоха Клясич

Как уже было сказано,в ходе победившей революции было принято решение о втором туре выборов,которые прошёл 16 августа,где с результатом 54,63% побеждает Алина Клясич-в ходе этого прошли мирные митинги как её сторонников,так и противников.21 августа 2025 года прошла инаугурация,тем самым начав новую эпоху в истории Беларуси,также Клясич стала первым президентом-женщиной в стране.

10 ноября прошли парламентские выборы,которые прошли про пропорциональной системе,с барьером 4% для партий,основными из которых были "ДемФронт","Грамада",ОГП и "Блок Павла Севиринца" и с международными наблюдателями,которые впервые с 90-ых признали выборы честными.

Выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания VIV созыва
Партия Лидер Результат Места
«Демократический фронт» Алина Клясич 33,4%
31 / 110
«Грамада» Татьяна Короткевич 18,6%
20 / 110
«Объединённая гражданская партия» Анатолий Лебедько 14,7%
15 / 110
«Белая Русь» Роман Головченко 9,7%
12 / 110
«Блок Павла Северинца» Павел Северинец 7,4%
10 / 110
Белорусская партия левых «Справедливый мир» Сергей Калякин 6,8%
9 / 110
«За свободу» Юрий Губаревич 5,4%
7 / 110
Беспартийные 4%
6 / 110

В итоге выборов сформировалась коалиция "Свободная Беларусь",куда вошли "Демократический фронт",ОГП,"За свободу" и БПС,премьер-министром был назначен Анна Николаевна Казимович от ОГП,кабинет министров был распределён между демократами,националистам было отдано МВД.

Конец 30-ых

40-ые

Экономика

Население

Культура

Примечания

  1. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок :0 не указан текст
Advertisement