ФЭНДОМ

В данной статье будут представлены религиозные верования и важные культа мира Полночи без пяти; описаны история их становления, представлена их догматика и верования. Автор считает, что данная статья позволит лучше проникнуться атмосферой происходящего, понять мотивы некоторых персонажей и господствующую в социумах мораль.

Святая Церковь Творца

Ибо Творец зла не породил, зло – это злоупотребление добром разумными существами, его первыми детьми. Зло представляется нам вторичным по отношению к миру и каждый верный знает, что однажды, во Вторую славную битву, оно будет побеждено единым хором. (Луарское соглашение, 678-й год)
Культ Творца, разумеется, является самым широко распространенным: ему поклоняются в Вольных городах, Империи людей и некоторых районах Пограничья, самых близких к имперскому влиянию. Отдельные религиозные общины существуют в Венделии, Белозерном княжестве, Горной конфедерации и даже далекой Земле Дракона.

Религиозная история

Для Мили

Символика Церкви Творца.

Согласно "Песни Творца", Создатель мира был изначальным существом, всемогущим и абсолютным; затем пошла Первая фаза творения, также известная как Легендарная. В нее Божество создало весь окружающий мир, космос и звезды; по велению Творца зажглось само Солнце и он вдохнул жизнь во все на свете. Тогда появились его Старшие дети и Левиафан, которым Творец завещал, соответственно, Сушу и Море. И продолжался мир.. Пока Левиафан не возгордился своей мощи и не возжелал занять место своего отца на его сияющем золотом троне - именно морское чудище начало первое в мироздании войну, объявив о своем желании царствовать космосом. Борьба между Создателем и Левиафаном, несмотря на огромную силу обеих сторон, продлилась сравнительно недолго, благо Творец значительно превосходил монстра в силе. Царь Вод был разорван на мелкие куски и заточен в глубинах... Но мира не получилось: Старшие дети, участвовавшие в конфликте на стороне отца, вкусили силы и могущества Левиафана и сами осмелились бросить вызов родителю. Разумеется, их попытка тоже была обречена на провал: изгнанные и изолированные Отцом от реального мира, они теперь составляют Демонический пантеон, более известный в Сурии под названием Освободителей.

Последовательное падение наделенных бессмертием и огромным могуществом детей заставило Творца перейти к иной модели; запустилась Вторая фаза, главными детьми которой стали перворожденные эльфы, которым Творец завещал все пространство мира. И они уже знали смерть, и их организмы имели естественные пределы, поскольку Создатель не желал повторения предыдущего опыта. Эльфийская империя процветала, сохраняя верность учению Творца: руины ее крепостей, городов и поселений находят по всему Континенту, а это служит прямым доказательством могущества, богатства и силы государства. Дикие племена и темные народности ничего не могли противопоставить эльфам, чьи мечи, луки и копья направлял сам Творец - следовательно они были способны сокрушить любого врага. Согласно священным книгам Империи, в те времена перворожденные обладали могущественной магией, способной изменять саму реальность, подстраивая ее под любые нужды перворожденных: именно использованием магии со стороны эльфов люди объясняют загадочную, непостижимую для них архитектуру Первой империи, реликты которой всегда привлекали внимание. Континентальная империя вступила в продолжительную эпоху радости, счастья и процветания, которой, казалось, уже не будет конца. 

Однако и этот народ поразила гордыня. Обогащаясь и покоряя все новые земли, эльфы множество раз отошли от законов и поучений своего Творца. Во-первых, они начали использовать рабский труд в своих домах, нарушая прямой и строгий запрет всеродителя; и творили они со своими рабами самые жестокие зверства, становлясь с каждым поколением все злее сердцами. Во-вторых, правящие элиты эльфов позабыли свой прямой долг заботы о нижестоящих, низведя "третье сословие" до положения полурабов-сервов, введя в своей стране кастовую систему. В-третьих, обряды и службы совершались теперь второпях, поскольку у наслаждающихся жизнью и удовольствиями правителей, воинов и жрецов были дела поважнее и поинтереснее чтения священных книг; разумеется, искренность и вера тоже утратили свою первоначальную твердость. Терпение Творца было велико, он долгое время надеялся на благоразумие оставшихся перворожденных, еще верных его слову и заветам. Однако затем чародеи эльфов совершили последнее, самое крупное и непростительное преступление: они выдумали Культ звезд, наделив божественной сущностью небесные светильники Творца, ставя творение выше созидателя - их целью было взятие всей власти под покровом новой религии. Новая "вера" распространялась чрезвычайно быстро и вот уже правители Континета пировали на алтарях кафедрального собора, пьянствуя и чревоугодничая. Упоение своей силой и славой дошло до такой степени, что никто не увидел грозных, кроваво-красных слов на стене: "Увидены, исчислены, приговорены". 

Гнев Творца как есть

Люди времен конца Первой эпохи.

И вот гнев Создателя явил себя, начав падение Первой империи. Годы засухи и неурожаев ослабили государство и разрушили его экономику; крестьянские восстания и волнения среди рабов забирали его мощь по кусочкам, данники с окраин мира перестали высказывать уважение к эльфам, а потом... Творец обрушил на них главное наказание: он практически полностью вытравил из перворожденных любой магический дар, лишив их доступа к потустороннему миру. Но и этого показалось Творцу недостаточной карой за все многочисленыне и ужасные грехи Империи эльфов, и тогда с юга, с пустынного континента, пришли дети его праведного Гнева - люди. Их натиск оказался страшным и всесокрушающим, нес за собой искупляющую гибель и давал возможность всем эльфам познать страх перед их Творцом. Эпические битвы и жестокие осады, голод и резня стали заслуженным уроком для всех отрекшихся от благостыни Творца.  Только жалким остаткам былой расы господ удалось покинуть континент, ведь Творец никогда не желал их полного истребления; новыми хозяевами, детьми Третьей фазы творения стали люди, которые унаследовали бывшие земли перворожденных, потерявших благосклонность Всеродителя.

Примерно в те же года Творец через посредников, именуемых Сколярами, заключает с человечеством Великий договор. Наученный горьким опытом, Созидатель решил не полагаться в дальнейшем на простые слова и построить отношения с людьми на принципиально новой модели. В Песни Творца его Заветы вынесены в самое начало, и в них заключен краткий обзор принципов, которым должен следовать каждый человек в своей жизни. Неисполнение родом людским Завета грозит не просто повторением судьбы эльфов, но концом света в глобальном смысле: постоянные предательства подточили доверие Творца к живым существам, и в случае очередной измены его гнев будет по-настоящему устрашающим. 

В имперской политике

Церковь Творца, согласно имперским законам, считается единственной признаваемой: поклонение любым другим божествам будет неизбежно оцениваться либо как ересь, либо как инопоклоничество, наказание за которые сурово и жестоко. 

Культ звезд

Вера в Освободителей

Религиозная история

Свобода означает, что мужественные, воинственные и победоносные устремления господствуют над другими устремлениями; она означает готовность принести себя в жертву ради высшей цели, и сделать это с радостью свободного человека. (Первый натрезим Нахитон, 1300-й)
Символ Сурии

Восьмиконечная звезда - символ единства Семерых в Пантеоне.

Сурийская империя противостоит Западным странам во многом, в том числе и в области идеологии. То, что для Империи людей считается демонопоклонничеством, а среди эльфов известно как безумие, у сурийцев играет роль государственной религии, достаточно удачно скрепляющей общество и объединяющей самые разные народности и племена воедино. Если исключить Церковь Творца, то только сурийская вера претендует на всеобщность и стремится к максимальному распространению по миру, причем небезуспешно. На данный момент Восьмибожие считается государственной религией Сурии и Королевства обеих Рек, широко распространено в Белозерье, подпольно действует в Вольных городах и Империи людей, а с недавних пор активно расширяется в Земле Драконов. 

Первоначальная картина мира поклонникам Освободителей представляется практически такой же, как и верующим в Творца. Единый Бог сотворил мир и населил его первыми детьми... А в их устрашение послал Левиафана, желая навязать им определенный порядок бытия. Здесь стоит сделать оговорку, имеющую ключевой смысл для понимания разницы между ролью Творца в его культе и в сурийской адаптации: натрезимы говорят, что Творец - самовлюбленный, властолюбивый и ограниченный тиран, находящий удовольствие в ограничении остальных и мелочной регламентации. Тем самым он подавляет в разумных существах их разум, сужает границы мышления и добивается превращения первоначально разумных, свободных в решениях в своих марионеток, с которыми он и играет. Согласно сурийской версии, творение мира было для Творца актом развлечения, а создание разумных сродни созданию игрушек, позволяющих развлечь самого себя в великой вечности. Нескоро дети Создателя пришли к таким печальным выводам, но они были неизбежны, поскольку каждый думающий рано или поздно убедится в лживости идеи о благости Творца; так, по крайней мере, учат в Сурии. 

Тогда Старшие дети решили поднять восстание против своего родителя, желая освободить мироздание от его злобного кукловода. Решившиеся выступить против родителя назвали себя Освободителями, хорошо понимая как возвышенность, так и сложность предстоящей им миссии. Их борьба началась с убийства огромного тюремщика-Левиафана, сраженного в честном бою совместно; затем они отправились к самому Творцу... Но там их ждало только поражение. Благое намерение разбилось о подлость Творца, которому удалось заманить детей в ловушку. Испугавшись встретиться с ними в открытом бою, Создатель заманил будущих покровителей Сурии в особый план и заточил там, значительно ограничив возможности первых детей. Потерпев неудачу с контролем существ, равных себе, Творец решил в дальнейшем создавать только будущих рабов - так и появились эльфы. 

Долгое время над Континентом господствовали созданные Творцом перворожденные эльфы, полностью устраивавшие своего Владыку. Жители Первой империи были идеальными смертными копиями Творца, чьи злоба, ярость, склонность к предательству и садизму радовали создателя, с удовольствием наблюдавшего за покорными игрушками. Сурийские натрезимы особенно подчеркивают почерпнутые из различных источников эпизоды кровожадных оргий, ритуальных убийств и других несправедливостей, которые эльфы чинили в угоду Творцу... И если люди Запада уверены, что данные эксцессы были богохульственны, то сурийцы полагают, что именно таким был культ Творца в его девственном, истинном виде. Он изначально был жестоким, злобным и садистским, поскольку именно таковым был его покровитель. Заточенные в плане Восемь взирали на происходящее с отчаянием, но им удалось найти обходной путь для вмешательства в дела мира... 

Голоса Старших пробудили от сна племена людей, живших много южнее Континента. Избранные Чемпионы повели свои народности на север, очищая огнем и мечом всю землю от Первой империи. За спинами могучих воинов неусыпно шли самые настоящие первенцы творения, направляя их командиров и помогая превозмочь все эльфийские армии. Любая попытка остановить этот грозный марш завершалась поражением прежних господ, чьи земли постоянно сокращались до тех пор, пока они попросту не сбежали на дальние острова, стараясь избежать своей судьбы. Позади они оставляли лишь руины былой цивилизации, обгорелые остатки обманчивого величия. Их государство, построенное на костях и крови, на молебнах лживому Божеству, пало под ударами людей и, казалось, настала пора жить счастливо и мирно. Однако Творец не был бы собой, если бы не нанес почти что рокового удара в последнюю минуту перед победой врагов: ему удалось внушить значительной части людей, что именно он даровал им победу, а теперь они именно по его воле будут наследовать всю землю. Он легко и непринужденно отрекся от своих перворожденных, как только увидел, на чьей стороне теперь сила, и решил соблазнить приятной ложью новоприбывших. 

Именно так объясняется раскол между прибывшими на Континент племенами: те из них, кто сохранил верность изначальному договору, ушли за реку Фонтир или остались в долине, давая начало, соответственно, Сурии и Междуречью. В Сурии эти люди натолкнулись на других созданий Творца, отвергнутых высокомерным родителем: на орков, гоблинов и троллей. Эти существа тоже пошли на договор со Старшими, восприняв от людей их веру и обычаи. 

Пантеон

Пантеон Восьмерых

В отличии от Церкви Творца, Восьмибожие не просто допускает, но устанавливает многобожие, утверждая, что все восставшие против самодурства Создателя Старшие заслуживают признания, почитания и повиновения со стороны живых. Каждый суриец волен свободно избрать Бога для поклонения и служения, но он обязан отдавать определенное уважение всем остальным Освободителям; в конце концов, Боги пантеона весьма тесно связаны друг с другом, так что сама жизнь будет толкать смертных

И хотя формального главы Пантеона не существует, традиционно им считается Ганер, Покровитель Воинств.  Ему построен самый крупный зиккурат на территории Сурии, его культ пронизывает всю государственную жизнь; социальной опорой считаются аристократы и профессиональные войска. Согласно книгам натрезимов, именно Ганер первым начал вести мятежные разговоры и он же дольше всех сражался с тираном-Отцом. Потерпя поражение, Покровитель занялся самосовершенствованием и смог настолько увеличить свою мощь, что вместе с людской армией сокрушил Первую империю эльфов. Теперь Ганер стоит за всеми вооруженными людьми, орками и дракеями в Сурии: он удваивает их силы, помогает одерживать славные победы и ждет полного торжества подопечных над врагами. Натрезимы описывают этого Старшего как истинного воина, беспощадного к врагам и милостивого к друзьям, яростного в пылу схватки, но собранного и сосредоточенного перед ней, не стесняющимся использовать любые средства для достижения победы. 

В честь Ганера сложено больше всего молебных гимнов (около 200), которые в этом культе являются маршами; именно их в сурийской армии принято исполнять перед сближением с противником, поскольку звучат они угрожающе и громко. Отдельные воеводы требуют от солдат исполнения гимнов и на марше, но тогда зачастую они заменяются похабными или просто бытовыми песенками, юмористическими куплетами или неким аналогом любовных баллад Запада, с гораздо большей скабрезностью и детальностью. Так-то существуют отдельные, полноценные гимны для битвы, для похорон, для празднования победы или выражения сожаления родственникам погибших на войне. Посвященные Ганеру зиккураты принято украшать трофейным вооружением; самые богатые храмы могут позволить себе заказ внушающих почтение скульптурных композиций, представляющих собой целые эпизоды военной истории Сурии. Например, у дверей Нирнского зиккурата возвышается огромная статуя Уин-стон-Кана, попирающего ногами знамена армии  последнего союза и высоко в небо направившего свой клинок. 

В крупных городах активно почитаются его братья Нанна и Гирнису: первый считается божеством знаний и магии, а второй - основателем кузнечного дела и вдохновителем всех изобретателей. Первый черпает свою силу от небесных светил, поддерживаемых его сестрой Белет; именно их сурийцы считают источником чистого волшебства, свободного от пагубного влияния Творца и его приспешников. Знаток стихий даровал колдовской дар жителям Сурии и способствует его увеличению; также он отвечает за накопление знаний и поддержание торговли, поскольку коммерция в стране тоже считается отраслью знания. Гирнису же отвечает за технический прогресс; ему поклоняются оружейники и кузнецы, каменщики и даже швеи - словом, ремесленники. Согласно легендам, Гирнису создал оружие, которым Ганер поразил Левиафана; позднее он же открыл людям тщательно скрываемый от них Творцом секрет обработки металлов, обладание которым позволило победить надменных эльфов. Нынче Отец вещей помогает создавать

Их зиккураты располагаются в торговых и развитых поселениях; небольшие алтари, посвященные Гирнису, стоят в каждой мастерской или кузнице страны. По словам его натрезимов, каждая творимая мастерами вещь так или иначе посвящена Богу кузнечного мастерства, но зачастую ремесленники делают отдельные дары, которые выставляются на всеобщее обозрение либо на своем алтаре, либо в соседнем храме. По ироничному замечанию путешественников, тем самым зиккураты позволяют ремесленникам продемонстрировать свой товар и свои навыки, способствуя тем самым процветанию их дела. Поклоняющиеся Нанну маги добились редкой привилегии закрывать свои зиккураты непосвященным, поэтому их обустройство и ритуалы во многом представляют собой большую тайну. 

Женскую часть пантеона начинает Белет, Госпожа Неба и зажигательница всех светил. Ее милостью Солнце освещает Сурию, а звезды даруют магию. Она описывается натрезимами как добрейшая из Старших, чье сердце первым не смогло терпеть зверств Творца; именно заступаясь за Белет ее братья и сестры атаковали Левиафана, начав свой мятеж. Госпожа продолжила проявлять заботу к смертным и после поражения: она даровала людям лекарства и умения их применять. 

Защитница семей Ташир помогает сурийцам искать и находить любовь, обустраивать семейную жизнь и рожать потомство. Считается, что начало Любви в сурийском понимании этого слова положил роман Ташир и одного из вождей человеческих племен, от которого, как считают натрезимы, и пошел род первого Владыки Тьмы. Гимны и стихи о их знакомстве, совместной жизни и расставании считаются классикой сурийской литературы и потрясают Гибель мужа в ходе войны сподвигла младшую сестру Белет заняться поддержанием чужих семейных очагов: Ташир желает даровать остальным смертным испытанную ею радость.  Бракосочетания принято заключать именно под ее покровительством, в ее присутствии - этому правилу следуют даже представители других культов. Ей принято возносить молитвы о здоровии близких, о спокойных родах - ее жрецы и жрицы зачастую играют роль посредников в семейных спорах и раздорах, пытаясь прийти к истине и соглашению, дабы поддержать брак в целости и сохранности. В связи с этим служители Ташир также считаются признанными специалистами по ведению домашнего хозяйства; действительно, они обучаются письму, счету, управлению и могут поступать в аристократические дома как желанные советники. 

Жрицы Ташир традиционно являются наиболее независимыми и свободными женщинами Сурии, а вот привычное в Империи людей представление о них как о блудницах правдиво лишь отчасти. Во-первых, сам статус храмовой блудницы в Сурии уникален: они считаются привилегированным слоем, находятся под строгой защитой жестоких законов и "добропорядочных" горожан; право вступить с одной из них в брак тоже нужно заслужить у верховного натрезима Защитницы. И если в землях Творца продажная любовь считается страшным преступлением для женщины, то на Среднем востоке к ней относятся скорее как к религиозному акту, возносящему участников к Освободительнице. Во-вторых, далеко не каждая жрица на постоянной основе занимается проституцией: служение Ташир предполагает многие другие обязанности, не менее важные для Освободительницы. 

Доктрина Лун

Благородный муж знает долг, а низкий человек знает выгоду. (Вступление к Первой книге Лун)
Отвага, честь и взаимовыручка - для Земли Дракона и ее жителей это отнюдь не пустые слова, но единственный способ банального выживания. Эгоизм, самолюбие, трусость или слабость здесь станут залогом гибели не одного, а сотен, если не тысяч людей, поэтому недопустимы. С 900-го года страна находится в состоянии вечной войны с подводными жителями, отличающимися многочисленностью и упорством; постепенно восточные люди теряют свои острова, хотя и сражаются за них доблестно и отчаянно. В такой обстановке каждый подданный страны должен быть готов пожертвовать собой и всем у него имеющимся ради остальных - и, кажется, с помощью описываемой здесь философской доктрины они действительно мирятся со своим существованием и даже находят в нем положительные стороны. 

Доктрину Лун нельзя в полной мере назвать религией, она ближе стоит к философско-этическим концепциям, нежели к верованиям. Она была во многом искусственно создана книжниками и мыслителями Восточной страны в X веке, когда началась Священная война и уже был отражен первый Шторм. Колоссальные потери, разрушение множества городов и поселений, гибель тысяч и тысяч мирных жителей вызвали не только хозяйственно-экономический, но и мировоззренческий кризис у оставшихся в живых. Пережившие катастрофу в своей массе отвергали верования предков, полагая, что они их подвели и лишили множества близких. Правители и аристократы должны были в свою очередь укрепить среди простого населения свое право на превосходство и обосновать войну с нагайна, которой, как уже тогда хорошо понимали, логичного и устраивающего их конца не будет. 

В 920-м году целым коллективом авторов была написана книга "Путь достоинства", которая и легла в основу всей философской доктрины. 

Богочеловеческая концепция

Собственная сущность человека много величественнее и возвышеннее, чем воображаемая сущность всех возможных «богов» - и эту простую истину мы считаем своим непреложным долгом распространить как можно шире. (Всеслав Вечный)

Гномьи верования

Прочие религии