ФЭНДОМ

Выборы 1980 года

Джимми Картер переизбран на второй срок

Президентские выборы в США 1980 года прошли 4 ноября и стали 49 выборами в истории США.

Контекст выборов

1970-ые прошли для Соединенных штатов крайне неблагополучно. Длительный застой, сопровождающийся низким экономическим ростом, вызывал высокую инфляцию. Упадку экономики способствовал и энергетический кризис, высокие цены на бензин держались еще с 1973 года, когда из-за поддержки со стороны США и Запада Израилю в Войне Судного дня арабские страны ОАПЭК объявили эмбарго на поставку нефти.

Упаднические и апатичные настроения в народе начали рассеиваться лишь совсем недавно. После подписания ОСВ-II США и дятловский СССР устремились на встречу друг другу. После спасения Советским Союзом американских дипломатов из захваченного иранскими исламистами посольства США в Тегеране, визита Картера на Олимпиаду в Москве и совместное разрешения конфликтов на Ближнем Востоке советско-американские отношения достигли своего максимума и перешили в эпоху «Теплого мира», по аналогии с «Холодной войной». Американское общество разделилось на две части, одна верила, что Холодная война действительно закончилась или близка к завершению и с русскими действительно возможно дружить, вторая эту эйфорию категорически отрицала и настаивала, что русские и коммунизм – вечные и последовательные враги Америки и дружба с ними невозможна. Первые желали переизбрания Джимми Картера и даже готовы были простить ему экономические неудачи, вторые относились к консервативному электорату республиканцев и считали Картера слабым политиком, который сдает позиции США за рубежом и уничтожает американскую экономику изнутри.

Выборы

Кандидаты от Демократической партии

С действующим Президентом США Джимми Картером за демократическую номинацию решили бороться 3 кандидата, но двое из них выбыли еще до праймериза.

Кандидат Джимми Картер Эдвард Кеннеди Джерри Браун
Портрет 800px-JimmyCarterPortrait2 Edward Kennedy Jerry Brown in 1978 crop
Штат Джорджия Массачусетс Калифорния
Голосов 2129 1146 0
Победы в штатах 24 10 0
Кампания Выиграл праймериз и победил на выборах Проиграл праймериз Снял кандидатуру

По результатам праймериз от Демократической партии на пост Президента и Вице-президента будут выдвинуты слкдующие кандидаты:  

Кандидаты от Республиканской партии

Уже давно Рональд Рейган воспринимался как потенциальный Президент США. Еще на прошлых выборах 1976 года Рейган сразился с Джеральдом Фордом за республиканскую номинацию, но проиграл, а сам Форд проиграл генеральные выборы Картеру. В 1980 году Рейган вновь решил бороться за кресло президента от республиканцев. Ему противостояли 8 кандидатов, но реальным конкурентом Рейгана мог стать лишь Джордж Буш-старший, который вскоре поддержал Рейгана и стал номинантом на пост Вице-президента.

Кандидат Рональд Рейган Джордж Буш-старший Джон Андерсон
Портрет Рейган George H. W. Bush official CIA portrait 800px-John Bayard Anderson crop
Штат Калифорния Техас Иллинойс
Голосов 1939 13 27
Победы в штатах 44 7 0
Кампания Выиграл праймериз,но проиграл выборы Проиграл праймериз,но был выдвинут на пост Вице-президента. Проиграл выборы Проиграл праймериз,выдвинул свою кандидатуру как независимый кандидат. Проиграл выборы

По результатам праймериз от Республиканской партии на пост Президента и Вице-президента будут выдвинуты слкдующие кандидаты:

Кампания

Reagan 1980 campaign

Рональд Рейган на собрании сторонников

Основные кандидаты от обоих партий были очевидны и победы Картера и Рейгана на демократическом и республиканском праймериз соответственно никого не удивили. Однако стала новостью известие о выдвижении в качестве независимого кандидата члена Палаты Представителей от Республиканской партии и участник праймериз Республиканской партии с про-демократическими взглядами Джона Андерсона. 

Рональд Рейган лидировал по опросам в течении всей кампании. Имея большой актерский опыт и прекрасное чувство юмора, он показывал прекрасную харизму и в открытую насмехался над Картером. Отдельное место занял так называемый «Инцидент с водяным кроликом». В политическом спектре кампания Рейгана делала ставку на неудачу политики Картера в экономике.

Джимми Картер решил сделать ставку на внешнеполитических успехах. Договоренности с СССР были вознесены в абсолют, а Рейгана и республиканцев пытался представить упертыми ультраконсерваторами, не желающими принять уже свершившуюся истинность.

Carter Reagan Debate 10-28-80

Джимми Картер и Рональд Рейган на дебатах. 28 октября 1980. Кливленд, Огайо

Чтобы нивелировать лидерство республиканцев, демократы решили сделать ставку на столкновение Рейгана и Андерсона. Андерсон во многом сходился во взглядах с демократами, но был категорически не согласен с внешней политикой Картера, а также, как и Рейган, обладал прекрасной харизмой оратора. На первые дебаты кандидатов, участие в которых принял и Андерсон, Картер не явился, тем самым заставил сражаться друг с другом двух кандидатов со схожими позициями. Картеру удалось превратить Андерсона в спойлера Рейгану. Уже ко вторым дебатам Картер подходил уверенным противником Рейгана. Президент всячески сводил свои речи к советско-американским отношением и пытался сделать из своего республиканского противника ретрограда, что в целом, судя по последующим опросам, ему удалось.

Результаты

Президент Джимми Картер был переизбран на второй срок, получив 291 голос коллегии выборщиков. Согласно статистике за Демократическую партию отдавали свои голоса преимущественно молодые избиратели крупных городов и избиратели из Южных штатов. За Рональда Рейгана предпочли отдать свои голоса консервативные избиратели в возрастной категории 40+ из Западных штатов и штатов Среднего Запада.

Кандидат Партия Избиратели Выборщики
Джимми Картер Демократическая партия 41 892 773 48,43% 291
Рональд Рейган Республиканская партия 36 890 401 42,64% 247
Джон Андерсон Независимый 6 523 850 7,54% 0
Другие кандидаты 1 502 654 1,74% 0
Всего 86 509 678 100% 538

Значение

Современные политологи определяют значение данных выборов для истории США и мира как «политически положительные, но вредны экономически». Эти выборы были выбором между миром с русскими и экономическим процветанием. Американцы выбрали первое. Были ли они правы? Я не знаю. - Так про эти выборы сказала Кондолиза Райс во время своей публичной лекции по политологии и Университете Торонто.

См. также