ФЭНДОМ

Потеряв всех товарищей, я потерял нечто большее - веру в Империю. Я не могу дальше воевать за неё. Я боюсь повторения этого ужаса. (Участник битвы за Волгоград о причинах ухода из пока ещё добровольной Народной Армии. Через год расстрелян за дезертирство)
Коммунистические фашисты устроили резню в Волгограде! Не прощу! За каждого убитого ими народоармейца я готов лично вырезать тысячу! Они смели покушаться на жизнь императора! НЕНАВИЖУ! (Андрей Борисович Ножичков, ветеран гражданской войны, когда узнал о событиях в Волгограде)

"Осиное гнездо" - кодовое название операции сил РСФСР в Волгограде по окружению и уничтожению группировки войск NSIO. Главнейшей целью операции был захват Императора NSIO Димания. Вошла в историю как первое и одно из крупнейших поражений Народной Армии во время гражданской войны (называемой в NSIO "Борьбой с контрреволюцией".

Предпосылки

После формирования армии NSIO и успешного срыва блокады Киева и захвата Харькова, перед Диманием Великим была поставлена задача захвата Волгограда, который, на тот момент, находился под управлением Левого Фронта во главе с Романом Левашовым. Захват Волгограда был стратегически важным шагом, так как город обеспечивал движение судов на Волге, а так же являлся крупным промышленным центром. В штурме участвовало более 30 000 человек с обеих сторон, 20 000-25 000 со стороны Димания и 8 000 со стороны Левого Фронта. Сама операция войск NSIO носила кодовое название «ВПИ» (Внешний Путь Империи).

Со стороны Левашова удержание Волгограда было важнейшей задачей на тот момент. Именно Волгоград открывал дорогу к наступлению на север вверх по Дону и Волге - к Воронежу и Самаре одновременно. Однако малая численность армии не позволяла РСФСР вступать в открытую битву за город. Романом Левашовым было принято решение взять наступающие войска Димания в котёл и уничтожить группировку.

Ход событий

Подготовка

Перед операцией войсками Левого фронта из города была эвакуирована большая часть мирного населения; остальные либо поддерживали Димания, либо присоединились к армии фронта. После этого многие важные объекты, которые, скорее всего, будут заняты силами Народной Армии, были заминированы. Небольшие силы Левого Фронта (примерно 8 тысяч человек) были рассеяны по различным укрытиям группами, в каждой из которых был как минимум один боец с противотанковым оружием. Техника же покинула город.

Начало операции

Операция Димания началась с ввода 10 000 группировки войск в 5:00 по МСК 2 июняпо Исторической улице и планировалась как обыкновенное установление контроля над городом, без его окружения. Войска шли колонной в походном положении. Это было связано с тем, что по мнению генералитета NSIO и самого Димания, в городе не было вражеских войск, так как несколькими днями ранее, воздушная разведка войск NSIO обнаружила выходящие из города колонны военной техники с гражданскими, что было воспринято как отступление группировки. По этой причине уже к 6:00 войска заняли ж/д вокзал, а к 6:25 уже вышли к Волге. Наконец, командование обратило внимание на тишину в городе, и начало разворот войск в боевое положение. Однако Диманий не видел в этом ничего странного, поэтому не спешил с этим, хотя и прислушался к совету, отправив несколько бригад патрулировать улицы. Остальная же группировка войск отправилась к зданию бывшей администрации города.

Бой у здания администрации

К 7:00 войска уже были у здания. Несмотря на то, что захват здания носил лишь символический характер, в его захвате принимало участие более 100 человек, а сам император произнёс речь, стоя на танке:
Освобождение одного из самых крупных городов империи от грязных сепаратистов, поддерживаемых нашими врагами, да ещё и без единого выстрела, показал, что наша армия настолько страшна, а наша мощь настолько велика, что враг буквально бежит в ужасе, как только видит её.
В момент произношения речи, над зданием был водружён флаг империи, а из автоматов началась стрельба в воздух, что являлось победным салютом. В 7:20 войска уже начинали покидать здание, и в этот момент произошёл подрыв здания с его последующим разрушением. Причиной этому стали заранее расположенные взрывные заряды в здании, которые ещё до ввода войск в город расположила армия Левашова. В этот же момент из ближайших зданий был открыт огонь. В первые 5 минут погибло более 300 человек, более 500 получило ранения различной степени тяжести, среди которых находился и сам Диманий, получивший ранение от осколка здания.

Основная стадия боя

К 7:35, пришедший в сознание император, начал судорожно и массово запрашивать помощь извне, а так же запрашивал срочного прибытия сил патрульных бригад, для удара по противнику снаружи окружения. К тому моменту из 7 патрульных бригад, только одна смогла ответить на сигнал о помощи. Остальные были или разбиты, или в состоянии перестрелки, или сдались противнику. Извне были отправлены силы 5й Воронежской моторизированной бригады, а так же 2го авиа звена, состоящего из 5 вертолётов Ми-24.

Вертолётное звено смогло прибыть только к 10:00. К этому моменту потери с обоих сторон дошли до 4 200 человек, патрульные группы были полностью разбиты, а в подчинении Димания оставалось около 6 200. Но вертолёты не смогли оказать должной поддержки, так как ещё при подлёте к городу 3 было сбито из Игла-1, а один был повреждён, и в результате тоже разбился, снизившись и врезавшись в высотку. Последний Ми-24 смог немного улучшить положение Димания, но из-за того, что боевые действия проходили в городе, разрушения зданий, последовавшее в ходе ракетных атак вертолёта, убив несколько солдат армии императора.

Сама 5я бригада, пришедшая на помощь, прибыла только к 14:00, когда в подчинении Димания оставалось не более 4000 солдат, а почти все БМП и БТР были уничтожены. К этому моменту на помощь окруженцам также была отправлена 1я Саратовская дивизия, состоящая из 10 000 военнослужащих, и имеющая в своём расположении около 300 БМП и БТР. Бригада же, попав в окружении на трассе А-260 между улицами Звездина и Чебоксарская, так же терпели огромные потери, и им был отослан приказ на отступление, что советовали и самому Диманию, однако он отказался и вновь потребовал подкрепление. Дивизия же смогла подойти только к 19:25, и наступая по направлению улицы имени Рокоссовского, с тяжёлыми боями, устремилась на помощь оставшейся 1500 тысячной группировки Димания, которые смогли пробиться к зданию вокзала Волгограда, где и заняла оборону. Сама же дивизия дошла только к 20:33, потеряв при этом, примерно 1700 военнослужащих.

Отступление Димания

После прибытия подкрепления, перед войсками стояла задача в кратчайшее время покинуть город, начался прорыв по направлению улицы Невской – трассы Е119, как самый кратчайший путь к отступления. Ситуация слаживалась критической, поэтому было решено бросить в здании автовокзала тяжело раненых, и выходить из города. В итоге в прорыве участвовало около 7300 человек, из которых около 1200 было потеряно и оставлено в ходе. Так же вертолёт, который всё ещё прикрывал отступление, был сбит, и упал прямо на отступающие колонны. В итоге погибло 13 человек, и 1 БМП была выведена из строя. Когда Диманий всё-таки смог прорваться к Дзержинскому району, который не контролировался армией Левашова, в его подчинении оставалось 4380 человек.

Последствия

Пожалуй, самым ярким последствием разгрома Димания под Волгоградом было восстание на территории Ивановской области, которое за считанные месяцы охватило территории от Казани до Москвы. Кроме того, всё больше людей дезертировало, перебегало на сторону Левашова, а РСФСР смогла развернуть наступление на позиции NSIO. Провал операции побудил Императора начать призыв в Народную Армию, которая ранее была добровольной, а из-за массового дезертирства дисциплина в войсках была ужесточена, как и наказания за провинность (массовым явлением стали несанкционированные расстрелы). Кроме того, на прифронтовых территориях вернулась практика массовых трибуналов: в данных областях вводились полевые суды, выносившие приговор за 24 часа, причем большинство обвинённых приговаривались к ссылке в специально созданные трудовые лагеря.