ФЭНДОМ

Общегосударственная автоматизированная система учёта и обработки информации (ОГАС) –система автоматизированного управления экономики СССР, основанных на принципах кибернетики и с применением компьютерных технологий для сбора данных и оперативных правок в План в соответствии с новыми экономическими требованиями.

История

Зарождение проекта

Kitov A I III

Анатолий Китов - автор плана ЕГСВЦ

Во второй половине 1950-ых годов инженер-полковник СССР Анатолий Китов представил высшему руководству страны проект компьютеризованного управление экономикой и Вооруженными Силами СССР на основе ЭВМ под названием Единая государственная сеть вычислительных центров (ЕГСВЦ). Хрущев и другие высшие советские чины отнеслись к идее двояко. С одной стороны, они поддержали идею внедрения ЭВМ на предприятиях и в мае 1959 приняли соответствующее Постановление об ускоренном производстве и внедрение на местах, заложив тем самым основу для будущей ОГАС. С другой стороны, в целом введение подобной системы было отвергнуто.

Однако это не остановило Китова. Он стал массово пропагандировать свой проект в научных статьях, докладах и выступлениях на научных конференциях. Наибольший фурор произвел доклад Китова «О возможностях автоматизации управления народным хозяйством» на Всесоюзной конференции по математике и вычислительной технике, ставший первым в СССР докладом о тематике АСУ (Автоматизированных систем управления). Китов был уверен, что поможет перегнать США в области разработки и использования вычислительной техники и одержать победу в Холодной войне. «Обогнать, не догоняя», как говорил сам Китов.

Red book

Рукопись "Красной книги"

Осенью 1959 Китов осмелился написать письмо лично Хрущеву, сопроводив его «Красной книгой», проектом создания Общесоюзной сети ВЦ двойного назначения — военного и гражданского, для управления экономикой страны в мирное время и Вооружёнными силами СССР в военное. Возможно это письмо могло иметь успех, однако в преамбуле «книги» содержалась острая критика состояния дел в МО СССР с внедрением ЭВМ. «Красная книга» была отвергнута, а сам Китов был снят со всех постов и исключен из Партии.

Перехват Глушкова

93280 900

Виктор Глушков

Проекту Китова не дал погибнуть академик Виктор Глушков, который к тому времени стал директором Института кибернетики АН УССР. Китов достаточно нашумел, поэтому власти не стали препятствовать жалким, по их мнению, попыткам Глушков оживить мертвеца. Некоторые исследователи считают, что это стало возможно благодаря протекции зам. председателя СМ СССР Алексея Косыгина, поддержкой которого заручился Глушков.

Подключение Дятлова

В 1962, когда полным ходом шла переработка Глушковым проекта Китова, на весь мир прогремела новость о молодом инженере из Свердловска Игоре Дятлове, который в условиях крайне ограниченных ресурсах смог возродить проект Теслы «Башня Водернклиф». Дятлов стал крайне ценным кадром, поэтому незамедлительно получил от Косыгина предложение присоединиться к команде Глушкова, но что было получено согласие.

Во время работы в Киеве Дятлов прославился в научных кругах как идейный и трудолюбивый ученый, верный своему делу. Он полностью проникся идеей ОГАС и дальнейшего развития советской кибернетики. Это стало залогом крепких отношений с Глушковым и Косыгиным.

Дятлова можно назвать спасителем ОГАС. Несмотря на уже готовый проект, оставался вопрос об ЭВМ. Сам Глушков активно продвигал идею построения системы на базе его собственной ЭВМ «Киев», однако ни «Киев», ни его конкурент ЭВМ «Днепр», созданная по проекту того-же Глушкова, не отвечал требованиям по мощности. Из-за этого в проекте стал сомневаться его куратор Косыгин. Дятлову пришла идея переосмыслить проекты ЭВМ «Киев» и «Днепр», создав более совершенную и мощную ЭВМ «Украина». Это вернуло Косыгину веру в ОГАС.

Реализация

После окончательных правок проект был готов к середине 1960-ых. Возможность к реализации открылась после «брежневского переворота» в 1964, когда в отставку был отправлен Хрущев. Брежнев возглавил Партию, а патрон ОГАС Косыгин – Совет Министров.

Косыгин принял решение о начале реализации ОГАС, однако было необходимо официально презентовать проект народу и Партии. Было решено сделать это предстоящем съезде КПСС в 1966. Косыгин предложил Дятлову выступить с небольшим докладом, однако Дятлов разразился громкой речью о судьбе советской кибернетики и ее месте в экономическом развитии страны.

Дятлов вновь зажег народный фитиль кибернетики, потухший после ухода Китова. В самой Партии отнеслись к идее неоднозначно. Однако покровительство Брежнева и Косыгина делали Дятлова и ОГАС неприкасаемыми для партийных бонз.

Две пятилетки работы и внутрипартийной борьбы получи результат во второй половине 1970-ых. Запуск программы и рост выпускаемой продукции на 102% в первый год и на 152% во второй год ОГАС уничтожило любую критику и противодействие. С этого момента ОГАС является неотъемлемой частью советской экономики.

Европейская Кибернетическая Экономическая система

Успех ОГАС привлекло внимание восточноевропейских союзников СССР. Их экономическая ситуация была крайне плачевная и все больше и больше влезали в долги, при этом оставляя свой народ в нищете. Превосходство СССР в соц. блоке признал Китай и начал политику на ликвидацию советско-китайского раскола. Китай и Восточная Европа стремились перенять ОГАС.

Восточноевропейские страны не имели никаких шансов на создание собственной кибернетической системы. С 1980 СССР начал поставлять в Восточную Европу излишки производства и направлять своих экономических специалистов по созданию местной системы. Система существовала на базе ЭВМ «Украина» и разом объединяла экономики 5 стран. После старта ЕКЭС во второй половине 1980-ых Восточная Европа укрепила свое зависимое положение и окончательно превратились в вассалов Союза. ЕКЭС была фактически частью ОГАС и управлялось из Москвы. Это в итоге предопределило вхождение Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии и Болгарии в состав СССР в 2016.

Китай также стремился создать у себя аналог ОГАС, для чего закупил у СССР ЭВМ «Украина», для создания на ее основе собственной ЭВМ, но успехов не добился. Дэну Сяопину так и не удалось найти китайских Дятлова и Глушкова, поэтому процесс создания китайской ОГАС серьезно замедлился, а на период ТМВ и вовсе прекратился. В 1999 процесс возобновился. На момент 2020 китайская ОГАС не представляет и половины оригинальной советской ОГАС, делая КНР одной из слаборазвитых стран-союзниц СССР.

Помимо Китая аналогичную систему уже в XXI веке пытаются построить Япония и Канада. Западноевропейский вариант ОГАС пытаются построить Германия и Франция в рамках Бременских соглашений.

Проект «ОГАС»

Проект системы был значительно переработан с момента «Красной книги» Китова в 1950-ые до его реализации Дятловым в 1970-ые.

В итоговом и реализованном, «дятловском», плане ОГАС представляет следующую схему:

  • Центральным органом управления Планом является Госплан СССР. После поглощения им Госснаб и Госкомцен и административных реформ во второй половине 1960-ых и начале 1980-ых Госплан получил неограниченное право на внесение поправок в План для оперативной реакции на экономические вызовы.
  • На базе Госплан действуют межотраслевые центры и отраслевые отделы. Они служат промежуточным звеном между руководством Госплан и Центральным статистическим управлением, которое официально было подчинено Госплану в 1986 году и отвечало за оперативное предоставление статистических данных. Сами центры и отделы работали со статистикой, составляли прогнозы и формировали предложения для руководства. Профильные министерства часто работали с отделами и центрами Госплана, однако фактических находились в подчинении Госплану.
  • Далее по иерархии идут республиканские АСУ, региональные АСУ, местные АСУ и объектные АСУ.

Перспективы

По словам директора кибер-треста «Энтузиаст» и председателя Комитета ЦК по научно-техническим разработкам Сергея Брина СССР имеет все шансы на переход к полностью автоматизированному управлению Плана при помощи искусственного интеллекта. Внедрение ИИ ожидается при введении четвертого поколения ЭВМ «Украина» во второй половине 2020-ых.