ФЭНДОМ

Великий Марш на Москву или Марш на Москву - поход Третьего народного ополчения, во главе с РНС, который привёл к падению правительства Демократической коалиции и назначению Дмитрия Телегина премьер-министром РФ. Марш стал итогом трёхлетнего политического и экономического кризиса, вызванного Второй Великой депрессией и популистской политикой Алексея Навального. Марш стал концом периода демократии, на смену которому пришла диктатура РНС.

В последующие годы, дата окончания марша стала государственным праздником, а его участники получили статус национальных героев. В среде демократической эмиграции, марш считался государственным переворотом, подорвавшим развитие демократии в России.

Предыстория

Ход событий

Подготовка к маршу

По окончании выборов, 1 февраля 2025 года, Телегин выпускает видеообращение "Ко всем русским людям", которое активно распространялось по рунету.

Сегодня завершились очередные "выборы" в Государственную Думу и кто же оказался победителям на них? Те же люди, что дали погибнуть нашим ребятам в Дагестане! Те же люди, что ограбляют вас каждый день, прикрываясь своими дегенеративными идеалами! Те же, кто позволяет убивать вас и ваших детей каждый день! Как долго вы готовы ждать перемен?! Навальный и его дружки не уйдут, пока не выпьют последнюю кровь из русского народа, ваше ожидание бессмысленно! В 1612 году, русские люди прогнали захватчиков из Москвы, я предлагаю вам сделать тоже самое! Я объявляю о наборе в Третье Народное ополчение! Если вам не безразлична судьба вашей страны, культуры, нации и традиций, 1 сентября этого года, приезжайте в Самару! Берите своих знакомых, друзей, родственников и любое оружие, что сможете найти! Пора взять судьбу в свои руки! Слава России!

Все силы ФСБ и армии были брошены на поиски Телегина и его ближайших союзников, а РНС была официально запрещена. Правительству так же удалось организовать облаву нескольким депутатам, уличённым в лоббировании интересов РНС в Думе, однако полностью лобби не было уничтожено. За всё время, с 1 февраля по 1 сентября, Кобре или кто-либо из его окружения не были найдены. По версии ряда историков, спецслужбы и армия изначально были лояльны ополчению, так же Телегину покровительствовало правительство Самарской области, что не позволило обнаружить его местонахождение. Кроме того, РНС продолжало активную агитацию и набор в Белую гвардию, которому не всегда препятствовала полиция. Чем ближе было 1 сентября, тем стремительнее падал рейтинг Навального и правительства. Критику Навального начали даже его соратники по коалиции из Единой Левой партии, которые обвиняли премьера в нерешительности и неспособности защитить существующий конституционный строй. 1 мая, от Партии Прогресса откололось левое крыло, во главе с Алексеем Попановым, который создал Прогрессивную Социалистическую партию, которая стала вести самостоятельный поиск подпольных штабов РНС и активно освещать в интернете "борьбу с фашизмом и его союзниками - бюрократами". Критиковать правительство начал даже президент Медведев, который решил восстановить своё доброе имя за счёт слабого правительства.

Тем временем, наступило 1 сентября. Со всех концов России в Самару съехалось огромное количество сторонников РНС и других националистических движений. В числе новобранцев были и ветераны Войны за Кавказ, которые были недовольны позорным поражением, которое допустило правительство. Это дало Ополчению обученных и опытных бойцов, которые помогли в обучении остальных. В этот день, на площади Куйбышев появился Телегин, вместе с ближайшими соратниками, который объявил о начале крестового похода против "правительства безбожников и шпионов". Самарские власти не противодействовали ополчению, а даже оказали ему материальную помощь, в обмен на обещание Кобре оказать помощь региону, после победы. Уже 3 сентября, после завершения подготовки, Белая армия выдвинулась из Самары, по маршруту Самара-Сызрань-Пенза-Рязань-Москва, по трассе Е30. Командующим армией стал ветеран Войны за Кавказ Михаил Преображенский, командование отрядами штурмовиков было поручено Александру Широкову, медицинские отряды возглавила жена Телегина - Ольга. Небольшая часть ополчения осталась в Самаре, на случай атаки города правительственными войсками.

Выступление и первые шаги Третьего ополчения

Первым крупным пунктом назначения ополчения был город Сызрань в Самарской области. Несмотря на лояльность руководства области, не было гарантии, что город встретит войско дружелюбно. Телегин связался с мэром Сызрани и потребовал от него обеспечить войску безопасный проход через город. Опасаясь начальства и самого войска ополченцев, мэр принял решение пропустить белогвардейцев, приказав перекрыть дороги для машин на пути белой гвардии и не пускать к ней гражданских. Однако, действия властей города встретили противодействие со стороны местных Красных стрел, которые смогли собрать сторонников и начали нападение на сотрудников полиции, охраняющих дорогу. Узнав о ситуации в городе, Телегин послал в город штурмовиков Широкова, которые учинили жестокую расправу над членами Красных стрел и другими лидерами протестующих. Путь через Сызрань был расчищен. Вошедших в город ополченцев встретил мэр, который признал выступление законными дал добровольцам присоединиться к крестовому походу.

Новость о резне в Сызрани мгновенно разлетелась по всей стране, став серьёзным поводом для беспокойства в правительстве и в левом и демократических движениях. Лидер Настоящей Прогрессивной партии и их боевого крыла Красных стрел - Алексей Попанов призвал своих сторонников стоять насмерть и не дать Третьему ополчению добраться до столицы любой ценой. К этому же призвал и Удальцов, который официально заключил союз с Красными стрелами. Проправительственные СМИ же стали завышать число жертв и добавлять детали, не имевшие место в реальности (например, Россия-1 заявила, что белогвардейцы съели заживо лидера местной ячейки Красных стрел). Однако, Сызрань стала первым успехом на пути Третьего ополчения, который укрепил веру его участников в скорый успех всего похода и повысил моральный дух.

Ситуация в Москве

Пенза, Рязань, Иваново

Раскол в правительстве

Последствия

Международная реакция

Память

В культуре