ФЭНДОМ

Марсиане (научное название - Homo Marcianus sapiens, самоназвание Аола-аль-Барсум (народ Барсума (Марса)) - раса являющиеся коренным населением планеты Марс в Солнечной Системе. Единственный из ныне существующих видов представитель семейства высших марсианских приматов. Основное населения Красной Планеты до начала земной колонизации. В настоящее время помимо прародины живут на поясе Астероидов или спутниках Сатурна и Юпитера. Небольшие популяции живут за пределами солнечной системы. Как и земные люди обладают развитой культурой и значительным запасом научно-технических знаний.

Биология

Марсианка
В целом марсиане очень похожи на людей с внешней и биологической точки зрения, однако есть ряд характеристик которые выделяют жителей Марса от землян. В среднем они несколько выше ростом, и лишены волосяного покрова (за исключением головы, однако многие и эти волосы сбривают). Их физические способности в целом соотносятся с таковыми у людей, за исключением того что они лучше видят при плохом освещении.

В целом марсиане способны прожить до 150 лет (при том что марсианский год равен 687 дням), но из-за тяжёлых условиях существования многие умирают едва им исполняется 100. Как и земляне, марсиане являются плацентарными, и рожают недоразвитых детёнышей нуждающихся в тщательном уходе родителей. Однако их дети быстрее растут, и уже к 14 годам становятся половозрелыми. Старость у этого вида также отсрочена - менопауза у женщин наступает только в возрасте 100 лет, и всё равно они остаются физически активными. Подобные свойства не являются результатом естественного развития - скорее это результат славного прошлого марсианской медицины..

Физические типы

Reds
Как и люди, марсиане делятся на различные физиологические типажи. Таковых два.Первый - условно называют "смуглыми" или "золотыми". Их отличает смуглый, иногда оливковый или золотистый оттенок кожи, который сопровождается блондинистыми волосами, золотым или серебристым цветом глаз. Также у них более астенические телосложение, высокий рост, и вытянутая форма головы.

Второй - красные марсиане. Они более коренасты и крепко сложены. Названы так по цвету кожи - оттенка меди или красного дерева. Волосы обычно различных оттенков чёрного, реже - каштановые с красноватым отливом. Любопытной особенностью являются глаза - чаще всего они чёрные, реже встречается радужная оболочка кофейного оттенка.

Известно что существовали и иные антропологические типы, но они исчезли в результате смещения и массового геноцида далёкого прошлого. Ныне между типами нет культурологических различий, и они встречаются повсеместно по всей планете (хотя смуглые обычно куда больше распространены у полюсов, а красные ближе к экватору).

История

Древний Марс

Исследования показывают что как вид марсиане появились задолго до людей. В те времена когда наши предки ничем не отличались от мартышек, они уже освоили земледелие, и начали строить первые города. Когда обезьяны встали на две ноги, их корабли достигли самых отдалённых уголков планеты. Вскоре они построили высокотехнологичную цивилизацию, подчинившие себе мощь атома, и способную подливать жизнь на бесконечно долгий срок. Вершиной общественного развития стала Марсианская Империя - планетарное государства, построившее колонии на Фобосе и Деймосе, и возможно достигшая иных планет.

Rocketship xm humans see martian ruins in the distance 1950
Тем не менее рассвет не мог длиться вечно.Потребности марсианской индустрии росли неимоверными темпами, а ресурсы планеты начали истощаться. Вспыхнула многолетняя гражданская война, ввергнувшая некогда развитой народ в пучину хаоса и анархии. Вместе с этим океаны начали высыхать, а плодородная почва превратилась в красную пустошь. Последним усилием древней цивилизации стало строительство сети каналов, до сих пор обеспечивающих водой отдалённые уголки планеты. Однако голод, войны, и эпидемии сделали своё дело - многие достижения оказались утерянными, города замкнулись в себе, а те кто оказался за их пределами превратились в дикарей. Теперь вся история стало одной бесконечной борьбой за выживания.

Языки

Как и на Земле, у марсианских народов долгая и разнообразная лингвистическая история. Тем не менее очевидно в конце-концов возобладало стремление к унификации. Последующая война и ухудшение условий на Марсе в чём-то поспособствовали этому, а в чём-то поспособствовали разрушению языкового единства. В наши дни основным языком считается марсианский. По существу это искусственный язык, образованный на основе распространённых наречий в последние довоенные годы. На Марсе на нём как правило разговаривают горожане. Он существует в трёх формах. Первая - "литературный язык" или "священное наречие". В прошлом это форма применялась как административный и судебный язык. В эпоху колонизации это наречие сохранило свои позиции как язык знати, литургический язык, а также также язык поэзии, традиционной музыки, гуманитарных наук и театральных актёров. Вторая форма - "народный язык". На нём говорят простолюдины. Если "свящённое наречие" характеризуется жёсткими правилами и единым стандартом, то "народный язык" скорее общее собирательное название наречий и сленгов разнящихся от города к городу, и даже между социальными группами. Третья форма - "новомарсианский язык". Данный язык был разработан вскоре после провозглашение Марсианской Конфедерации, как общий для марсиан язык общения. В настоящее является языком администрации, научно-технических работников, и языком судопроизводства. Также используется во время совершения коммерческих сделок между марсианами.

Марсианские кочевники не имеют единого языка. Насчитывает около 20 языков из различных групп, которые скорее всего являются остатками древних языков или пиджинами. В настоящее время среди племён распространены "новомарсианский" и английский.

После колонизации на Марсе появились языки с Земли. В настоящее время среди коренного населения весьма распространён английский. Живущие за пределами родной планеты как правило используют новомарсианский и английский.

Общественное устройство

Известно что в процессе своего развития марсиане построили развитое общество, которое даже вышло за пределы атмосферы Красной Планеты. Однако в результате чудовищных ошибок и глобальных катаклизмов старая цивилизация пала. В итоге оставшаяся часть населения деградировала до уровня племён и деспотичных государств, а многие достижения сохранились лишь частично.

Города-государства

Марсианская принцесса и воин
Марс - планета исчерканная множеством древних каналов, которые обеспечивают водой большую часть населения, также служат средствами для путей сообщения. По берегам ирригационных сооружений располагаются города, являющиеся последними опорами цивилизации. Как правило подобный город является монархией возглавляемой ишшиаккумом, совмещающим роль главнокомандующего и верховного жреца. Существуют и города, где утверждено и республиканское правление - однако полномочия руководителя мало отличаются от монарших а власть передаётся близкому родственнику. Де-факто власть ишшиаккума опиралась на народное собрание - однако за редкими исключениями (такими как мятежи или нападение противника), не пользовалось особенной властью. Реальной опорой властителя является военно-бюрократическая верхушка и жречество.

По существу высший слой городских жителей представлен военной, служилой, жреческой и торговой знатью, обладающей большими богатствами и привилегиями, тесно связанной с политическим режимом и борющиеся за власть и влияния между собой. Основную массу поданных составляют ремесленники и свободные земледельцы, военнообязанные и платящие подати государству. На нижней ступени находились подневольные работники - военнопленные, долговые и потомственные рабы. В свою очередь их можно поделить на две категории - первую составляли работники обслуживающие царские и храмовые земли. Они могли заводить семью и передавать имущество по наследству, и были обязаны нести военную повинность при этом всё равно продавались вместе с землёй которую обрабатывали. Вторая - личные рабы, по существу не имели никаких прав. Даже физический вред нанесённый оному воспринимался как порча чужого имущества.

Вмешательство землян во многом изменило традиционный уклад жизни. Прежде всего было отменено рабство, что однако не покончило с бедственным положением многих марсиан. Многие начали устраиваться рабочими на предприятиях землян, а категорию личных рабов заменили слуги и земледельцы-арендаторы (хоть и обладающие полным набором прав). Положение рабов трудящихся на государя и жрецов мало изменилось - по существу новый статус запретил их продажу, но при увольнении они лишались земли. Также стоит учесть появления землян-поселенцев внутри марсианских городов.

Кочевые племена

Spearman
Социальная жизнь кочевников резко отличается от таковой у горожан. Большинство племён живут как скотоводы, и мигрируют вместе со своими стадами. Основой любого сообщества является "бейт" - палатка где живёт одна семья (как правило они состоят из мужчины, его жены, его родителей, и его детей). Несколько бейтов объединённых родством и работающих сообща образуют клан. В свою очередь множество кланов образуют племя, Племя возглавляется вождём - "шофтимом", который опирается на совет клановых вождей. Шофтим не передаёт свою власть по наследству - его избирают вожди. Особую роль играет Эн - священнослужитель и судья племени.

После марсианских войн значительная часть племён была переселена в резервации. Там уклад жизни стал постепенно меняться по мере переход к земледельческому образу жизни.

Культура

Война по Марсиански
Не смотря на явную культурную неоднородность марсиан, общее происхождение и суровые условия жизни привили им общие ценности и ряд схожих культурных характеристик. Постоянная борьба за ресурсы и частые войны обеспечили милитаристский уклон всего уклада жизни. Каждого марсианина мужского пола обучают владению оружием, а любой свободный носит при себе нож, меч или пистолет. Также у них присутствуют представления о чести и традиции дуэлей - в случае тяжкого оскорбления (а также в случае затяжных разногласий) любой марсианский мужчина может бросить вызов, после которого противники должны сойтись в рукопашном бою. Согласно законодательству Конфедерации дуэли запрещены, однако подобные поединки до сих пор распространены - известны случаи когда в них участвовали земляне.

Также для всех коренных жителей общими являются приветствие - марсиане не пожимают рук, вместо этого они кладут руку на плечу. В случае если встречаются с близким другом, или членом семьи кладут обе руки. Приветствие влиятельного и уважаемого сородича - вскидывание рук над головой (у горожан также положено совершать земные поклоны перед высшими представителями власти и священнослужителями). Однако там где есть сходства, есть и различия.

Культура горожан

Наука

Edgar rice burroughs thuvia maid of mars
Научные достижения марсиан не подлежат сомнению. Ярким свидетельством развитой научно-технической мысли является наличие крупной ирригационной сети, которая была замечена земными астрономами ещё в начале XX века. Следующим заметным достижением является развитие аэронавтики - каждый город имеет свой воздушный флот, состоящий из дирижаблей самых разнообразных размеров и форм. Эти аппараты используется в качестве транспорта и боевых машин. У них весьма хорошо развита биология, теоретическая физика и астрономия.

Однако вместе с тем многие знания являются наследием ушедших эпох и зачастую отрывочны. На это накладывается значительный процент неграмотного населения, и тот факт что доступ к значительной часть теоретической информации был у жреческого сословия.

Искусство

Marswas1
Марсианские города представляют собой укреплённые поселения расположенные по берегам каналов. Строительным материалом служит кирпич из обожжённой глины. Простые дома как правило строятся на одну семью, в то время как правительственные учреждения и храмы строятся в виде башен.

Они являются искусными ремесленниками и художниками. Живопись поражает своей глубиной и реалистичностью, а скульптуры не уступают земным времён античности. В пустынном мире сады становятся символами власти и богатства, что подвигало знать на выращивание огромных зелёных комплексов. Частные особняки как и храмы с дворцами украшены сложными и вычурными зарослями, и каждый старается превзойти конкурентов.

Не менее важную роль приобрела и музыка. Танец является важной составляющей каждого горожанина настолько, что им обучают каждого ребёнка. Вместе с этим на Марсе нет парных танцев - все танцы делятся строго на групповые (исполняемые во время крупных торжеств), либо индивидуальные (исполняемые храмовыми танцовщицами).

Одежда

Sj56
На Земле сложился весьма устойчивый стереотип о марсианских одеяниях - для женщин это своеобразный лиф с набедренной повязкой, мужчины носят либо набедренную повязку, либо штаны сшитые из шерсти или кожи. В целом это относится к жителям экваториальной зоны и летнему сезоны. В более холодные времена марсиане предпочитают носить плотные шерстяные рубашки с длинными рукавами и накидки. Знатные марсиане подчёркивают свой статус украшая себя драгоценностями.

Как и на Земле, есть особый предмет заявляющий о супружеском статусе владельца. Вместо кольца, это специальный браслет, который носят на запястье.

Культура кочевников

Большинство племён не имеют ни письменности, ни системы научных знаний, а кочевой образ жизни препятствует развитию архитектуры.Основой культурной жизни является набор традиций и обычаев, регулирующих жизнь общества. Набор оных варьируется от племени к племени, однако есть и общие концепции. Среди них концепция кровной мести. Согласно племенным обычаем, марсианин имеет право отомстить обидчику - убийцу члена семьи должны покарать обиженные родственники, если решение Эна не объявило обратного. Зачастую такой обычай приводил к затяжным клановым войнам, которые прекращались вмешательством шофтима.

Племенные марсиане склонны одеваться как и горожане, однако при этом их костюмы варьируются в зависимости от места проживания. Так живущие в приполярных районах полностью покрывают тело одеждой из шерсти местных животных, а живущие в глубине пустынь защищают глаза от пыльных бур.

Влияние Землян

Dancer dale38a

Земная танцовщица знакомит марсиан со степом

Заселения Марса людьми не могло не отразиться на местных жителях. Вместе со своими законами и науками земляне принесли нечто иное - прежде всего всего индустрию развлечений. Вместе с ростом колоний появились кинотеатры, которые вскоре начали посещать и местные. Востребованность Марса в качестве места действия убедило студии снимать здесь фильмы, а постепенно к процессу съёмок начали привлекаться местные жители. Впоследствии созвездие кинематографа украсили сыновья и дочери красной планеты. Однако не смотря на участие в кинопроизводстве, весь процесс управляется "Большой Пятёркой", собственных студий у марсиан нет. Изменилась и марсианская музыка. Решающую роль оказал джаз, который был дополнен местными инструментами, а вместе с новой музыкой пришли и парные танцы.

Религия

История марсианской цивилизации насчитывает многие сотни тысяч лет, которые сопровождались бурным развитием религиозной мысли. Тем не менее сведения о религиях прошлого сохранились лишь частично. Трудности представляет и реконструкция развития нынешних верований, не смотря на то что религия оказывает сильное влияние на жизнь местных жителей. Многообразие народов обеспечило и некоторый разброс мифических представлений. Однако есть и общие места - для традиционных религий характерно почитание предков. В каждом марсианском жилище есть алтарь с подношениями для духов-прародителей, а истории о подвигах древних героев играют важную роль в культурной жизни коренных народов.

Традиционные марсианские религии

In the Temple of the Great Tur 1952 mmm
Доминирующей верой марсианских городов является язычество, основанное на почитание небесных светил и сил природы. Это достаточно не единая система верований - по существу это набор представлений, которые разнятся в зависимости от города. Однако в целом они схожи, и имеют общие ритуалы и обычаи. Во всех городах верховной богиней считается Ашана - "дочь двух лун", "владычица Барсума", "так кто ведает жизнью и смертью". Её почитают как богиню плодородия и рождения, вместе с тем она хозяйка царства мёртвых. Её святилища есть в каждом городе, а её культ печально известен оргиастическими ритуалами и храмовой проституцией. Во время религиозных праздников богам преподносятся подношения - как в виде даров урожая, так и в виде кровавых жертв. Данные культы сильно связаны с правящим режимов - правитель считается потомков богов или состоит в символическом браке с божеством-покровителем.

Религия кочевников представляет из себя более монолитное образование - все племена поклоняются единому богу именуемому Эрриах, чьё имя нельзя произносить за редким исключением. Религиозной жизнью племён руководят священники-эны в чьи обязанности входит хранение и защита божьих заветов. Религиозное учение влияет на жизнь всего племени - вплоть до воспитания детей и заключения коммерческих сделок. В преданиях упоминается и Ашана - как хозяйка тварей и матерь пороков, а её поклонники считаются злыми и распутными людьми. В следствии чего города-государства считаются заклятыми врагами (что впрочем не мешает отдельным племенам заключать тактические союзы с язычниками, особенно заметного во время Последней Марсианской Войны). Многие фанатичные эны считают что весь Барсум должен быть объединён под властью служителей Эрриаха.

Пост-колониальная вера

После массового заселения Красной Планеты землянами религиозная жизнь круто изменилась. Законодательство Конфедерация запретило храмовую проституцию и убийство представителей разумных рас в религиозных целях. После последней марсианской войны, большинство энов Эрриаха отказались от доктрины насильственного распространения веры. В марсианских городах среди низов получило распространение христианство занесённое землянами - в основном католицизм и баптизм.

Появление христианство привело к своеобразному межпланетному синкретизму - среди кочевников появились люди утверждающие что Эрриах и Господь являются одним богом, который дал завет и людям и марсианам. В дальнейшем это ответвления стало частью "Вселенской Церкви".