ФЭНДОМ

А взгляд то добрый

Джек Лондон.

Джек Лондон (англ. Jack London; урождённый Джон Гриффит Чейни, John Griffith Chaney; 12 января 1876 — 192*) — американский революционер, теоретик марксизма, американский политический и государственный деятель, основатель Американской Коммунистической партии, создатель первого в мировой истории социалистического государства, писатель и журналист, военный корреспондент. Председатель Центрального Комитета....

Мнения и оценки исторической роли Джека Лондона отличаются крайней полярностью. Вне зависимости от положительной или отрицательной оценки деятельности Лондона, даже многие не коммунистические исследователи считают его наиболее значительным революционным государственным деятелем в мировой истории.

В честь Джека Лондона названы многие географические объекты, города, улицы, техника, автомобили, атомный ледокол и его имя во всю известно каждому жителю земли, его имя популярно как имена Джорджа Вашингтона, Наполеона Бонапарта, Юлия Цезаря и Жака Дорио (ну вместо всеми известного Адольфа Гитлера).

Биография

Детство и молодость

Джек Лондон юный

Юный Джек Лондон, приблизительно 1880-ее.

Джек Лондон родился 12 января 1876 года в Сан-Франциско. Его мать — Флора Веллман — была пятым и последним ребёнком строителя Пенсильванского канала, Маршалла Веллмана, происходившего по мужской линии от Томаса Веллмана (1615—1672), английского пуританина, обосновавшегося в Массачусетсе. Матерью Флоры была валлийка Элинор Гаррет Джонс. Флора была учителем музыки, увлекалась спиритизмом. Она забеременела от астролога Вильяма Чейни, этнического ирландца, с которым совместно жила некоторое время в Сан-Франциско. Узнав о беременности Флоры, Вильям стал настаивать на том, чтобы она сделала аборт. Флора категорически отказалась и в порыве отчаяния попыталась застрелиться, однако только слегка ранила себя. В газетах того времени была поднята страшная шумиха (например, в статье «Покинутая жена» в «Кроникл»), имя Вильяма Чейни было опорочено, что впоследствии послужило причиной его отказа признать отцовство (в 1897 году Джек Лондон отправил Чейни несколько писем, в которых спрашивал, отец он ему или нет, но Чейни однозначно отрицал отцовство). После рождения малыша Флора оставила его на какое-то время на попечение своей бывшей рабыни Вирджинии Прентисс, которая оставалась для Лондона важным человеком на протяжении всей его жизни. В конце того же 1876 года Флора вышла замуж за Джона Лондона, инвалида и ветерана Гражданской войны в США, после чего забрала малыша к себе обратно. Именно тогда мальчик получил имя Джон Лондон, но позднее свои литературные произведения стал подписывать именем Джек (уменьшительная форма от Джона). Под этим именем он и стал впоследствии известен как прославленный писатель. Семья Лондонов (Джон Лондон привёл в семью двух своих дочерей, старшая, Элиза, стала верным другом и ангелом-хранителем Джека на всю жизнь) поселилась в рабочем районе Сан-Франциско, к югу от Маркет-стрит.

В это время страна была охвачена жесточайшим экономическим кризисом, начавшимся в 1873 году, сотни тысяч людей потеряли работу и скитались от города к городу в поисках случайного заработка. Отчим Джека предпринял несколько попыток заняться фермерством, которые были сведены на нет Флорой, всегда носившейся с авантюрными планами быстрого обогащения. Постоянно испытывая нужду, семья переезжала с места на место, пока не обосновалась в соседнем с Сан-Франциско городе Окленд, где Лондон в конце концов и окончил начальную школу.

Джек Лондон рано начал самостоятельную трудовую жизнь, полную лишений. Школьником продавал утренние и вечерние газеты, по выходным подрабатывал в кегельбане, расставляя кегли, а также уборщиком пивных павильонов в парке. По окончании начальной школы, в возрасте четырнадцати лет, поступил на консервную фабрику рабочим. Работа была очень тяжёлой, и он ушёл с фабрики, чтобы, по его выражению, «окончательно не превратиться в рабочую скотину». За 300 долларов, одолженных у Вирджинии (Дженни) Прентисс, он купил подержанную шхуну «Рэззл-Дэззл» и стал «устричным пиратом»: нелегально ловил устриц в бухте Сан-Франциско и продавал в рестораны. В те годы там существовала браконьерская «устричная флотилия». Пятнадцатилетний подросток вполне освоил взрослую жизнь и даже завёл себе подругу. Благодаря отважному характеру Джека (он вскоре сделался «королём пиратов»), его переманил на службу рыбацкий патруль, который как раз боролся с браконьерами. Этому периоду жизни Джека Лондона посвящены «Рассказы рыбачьего патруля».

В 1893 году нанялся матросом на промысловую шхуну «Софи Сазерленд», отправляющуюся на ловлю котиков к берегам Японии и в Берингово море. Первое плавание дало Лондону много ярких впечатлений. Вернувшись через семь месяцев домой, он какое-то время был рабочим на джутовой фабрике, гладильщиком в прачечной и кочегаром. Первый очерк Лондона «Тайфун у берегов Японии», за который он получил первую премию одной из газет Сан-Франциско, был опубликован 12 ноября 1893 года и послужил началом его публицистической карьеры.

В 1894 году принимал участие в походе безработных на Вашингтон (очерк «Держись!»), был арестован близ Ниагара-Фоллс за бродяжничество, после чего месяц просидел в тюрьме в Буффало. В походе он впервые обстоятельно знакомится с социалистическими идеями (и, в частности, с «Манифестом Коммунистической партии» Маркса и Энгельса), которые произвели на него огромное впечатление. В 1895 году он вступил в Социалистическую трудовую партию Америки, с 1900 года (в некоторых источниках указан 1901 год) — член Социалистической партии Америки

В школьном журнале «Иджис» он публикует свои первые социалистические очерки и рассказы о временах своих странствий по дорогам США. Темпы обучения его категорически не устраивали, и он принимает решение бросить школу и готовиться самостоятельно к поступлению в Калифорнийский университет. Успешно сдав вступительные экзамены, Джек Лондон поступил в Калифорнийский университет, но после 3-го семестра из-за отсутствия средств на учёбу вынужден был уйти.

На пути социализма

Весной 1897 года Джек Лондон поддался «золотой лихорадке» и хотел уехать на Аляску, однако этому не суждено было случиться - случайно полученный перелом заставил его временно остаться дома. После излечения, средств на жизнь все так же практически не хватало и ему приходилось как заниматься тяжелым физическим трудом, так и писать статьи и очерки на заказ. Но, он продолжает самообразование, в т.ч. продолжает изучение марксистской теории. Джек Лондон, увлеченный идеей Энгельса о том, что кризис в одной капиталистической стране неизбежно вызывает синхронные кризисы в других, создавая и революционную ситуацию одновременно во всех капиталистических странах, в результате чего произойдет мировая революция становится на более радикальные позиции.

1905

Джек Лондон в 1905 году.

В мае 1898 года, находясь в городе Патерсон (штат Нью-Джерси) в поисках материала для статьи, знакомится с итальянским анархистом, сотрудником италоязычной газеты "La Questione Sociale", Гаэтано Бреши. Обсуждая вопросы анти-капитализма, Джек Лондон доказывает собеседнику неэффективность индивидуального террора, который приводит лишь к закручиванию гаек. Так же, апеллируя к тому, что разгром капитализма в одной стран в конечном итоге приведет к освобождению рабочих по всему миру, а революция в полу-аграрной Италии практически невозможна, он убедил того остаться и присоединиться к сопротивлению в США.

Протестовал против введения "законов Джима Кроу", писал репортажи о дискриминации афро-американского населения в южных штатах. На волне этого, познакомился с Уильямом Дюбуа - профессором Гарварда, борцом за права темнокожих.

В 1900 году, активно участвует в избирательной программе Юджина Дебса. В 1902 году, он побывал в Англии. По возвращении в Америку, читает в разных городах лекции, преимущественно социалистического характера, и организует отделы «Обще-студенческого общества». В январе 1900 года Джек Лондон женился на невесте своего погибшего университетского приятеля Бэсси Маддерн, которая родила ему двух дочерей — Джоан и Бэсс. Летом 1903 года, влюбившись в Чармиан Киттредж, писатель уходит из семьи и в ноябре 1905 года женится на ней. Во время Русско-японской войны 1903—1905 гг. Лондон работает военным корреспондентом.

В 1906-1910, много путешествует по Европе, где проводит встречи с социалистами. В 1908 году, в Париже познакомился с В.И. Лениным и попал под влияние его идей...

Оценки

В культуре