Альтернативные Миры вики
Advertisement

Чтобы быть поляком, недостаточно только говорить по-польски или чувствовать себя ближе к другим полякам, нужно ценить польскую нацию превыше всего... Поляк должен принять всё польское, как хорошее, так и плохое. (Роман Дмовский)
Душа Польши неуничтожима... Она поднимется снова, подобно скале, которую могут на время захлестнуть волны прилива, но которая остаётся скалой. Ибо сила Польши — в вере. (Кароль Войтыла)

Королевство Польское (польск. Królestwo Polskie) — монархическое государство в Центральной и Восточной Европе. Омывается на севере Балтийским морем.

Столица — Варшава, крупнейшие города — Варшава, Краков, Лодзь, Познань, Быдгощ, Люблин, Ченстохова, Катовице. Государственный язык — польский, государственная религия — католицизм. Член Европы Отечеств.

Польская государственность зародилась в X веке, когда князь Мешко I объединил большинство лехитских племён и принял христианство латинского образца как государственную религию. С 1815 года Польша находилась в составе Российской империи как Царство Польское. 11 октября 1918 года Николай II своим манифестом даровал независимость Королевству Польскому в личной унии с Россией.

Большая часть верующих (около 96 % населения) исповедует католицизм, что делает Польшу страной с самым большим католическим населением в Центральной Европе.

Государственное устройство

В соответствии с Конституцией 1918 года Польша является государством с конституционной монархией. Главой государства является король польский (польск. król Polski), титул которого принадлежит всероссийскому императору. Официальным представителем короля является наместник Королевства Польского (польск. Namiestnik Królestwa Polskiego), назначаемый королём по совету премьер-министра; на эту должность согласно конституции может быть назначен лишь поляк; исключение делается только для членов Императорского Дома. Конституция предоставляет наместнику довольно широкие полномочия, в частности, как представитель монарха, он имеет право вето. На практике он выполняет только представительские функции и имеет лишь консультативный голос при обсуждении важнейших для страны решений, и наделён чрезвычайными полномочиями лишь в случае конституционного кризиса. Также наместник является главнокомандующим вооружёнными силами, представляя в этой должности короля.

Исполнительная власть принадлежит правительству — Совету министров (польск. Rada Ministrów). Его возглавляет председатель Совета министров (польск. Prezes Rady Ministrów), или премьер-министр, который формально назначается наместником; фактически же на должность премьер-министра назначается лидер партии или коалиции, получившей большинство мест в нижней палате Сейма. Премьер-министр выбирает министров и представляет их на утверждение наместника; министры принадлежат обычно к партии премьер-министра. Совет министров определяет основные направления внутренней и внешней политики страны в объёме и на условиях, указанных в конституции и национальном законодательстве. Члены Совета министров несут солидарную ответственность перед монархом и Сеймом за работу правительства, они также несут индивидуальную ответственность за выполнение задач, возложенных на них премьер-министром или относящиеся к компетенции своих министерств.

Дворец Наместника Королевства Польского

Здание Посольской избы

Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту — Сейму (польск. Sejm). Сенат (польск. Senat) является верхней палатой Сейма и состоит из 80 сенаторов, которые назначаются наместником из представителей польской аристократии, католического духовенства, бывших премьер-министров, высших офицеров королевской армии и «почётных граждан». Сенат имеет право заблокировать любой законопроект, принятый нижней палатой, однако та может преодолеть вето Сената при принятии законопроекта абсолютным большинством голосов.

Посольская изба, или палата депутатов (польск. Izba Poselska), является нижней палатой Сейма и состоит из 400 депутатов, избираемых сроком на 5 лет на всеобщих выборах при тайном голосовании по пропорциональной системе. Посольская изба занимается разработкой, рассмотрением и принятием законопроектов, осуществляет контроль за деятельностью правительства и т. д. Принятие большинства законопроектов, или «общих законов»: конституционных, гражданских, уголовных и законов, касающихся установления бессрочных налогов, требует простого большинства голосов в Посольской избе, а затем утверждения Сенатом. Принятие специальных «резолюций» — вопросов заключения международных договоров, объявления войны и мира, повышения государственного долга — требует квалифицированного большинства голосов при совместном голосовании обеих палат. Обе палаты Сейма возглавляются маршалами (польск. marszałek).

Судебная система отделена от двух других ветвей власти; одним из её принципов является выборность судей. Высшей судебной инстанцией является Коронный трибунал (польск. Trybunał Koronny), половина судей которого назначается наместником от имени короля, а половина избирается Сеймом. Ниже стоят апелляционные трибуналы, воеводские административные суды, окружные и районные суды. Судьи, как назначенные королём, так и выборные,  несменяемы, за исключением случаев смещения по судебному приговору за должностные или иные преступления. Отдельной частью судебной системы является Сеймовый суд, рассматривающий дела о государственных преступлениях и преступлениях высших государственных сановников; его состав определяется Сеймом из числа депутатов и сенаторов.

Конституция Польши провозглашает основные права и свободы личности, такие как свобода слова, печати, собраний, неприкосновенность личности и собственности, равенство всех перед законом и т. д. Также конституция утверждает римско-католическую веру в качестве государственной религии Польского Королевства.

В административно-территориальном отношении Королевство Польское является унитарным государством. Территория страны делится на воеводства, которые, в свою очередь, делятся на административные единицы более низкого уровня — повяты и муниципалитеты, а повяты — на гмины.

Список королей Польши

Портрет Имя Супруга (и) Правление Родственные связи
Ники второй.png Миколай II
(1868—1930)
Алиса Гессен-Дармштадтская
(1892—1930)
20 ноября 1894 8 мая 1930[1] Сын Александра III
Миша второй.png Михал II
(1878—1944)
Алиса Баттенбергская
(1903—1944)
8 мая 1930 2 ноября 1944 Сын Александра III, брат Миколая II
Гоша-1.png Ежи I
(р. 1921)
Елизавета Великобританская
(с 1947)
2 ноября 1944 Царствует Сын Михала II

Список наместников Польши

Портрет Имя В должности
1 Сергей Михайлович.png Великий князь Сергей Михайлович
(1869—1951)
11 октября 1918 21 декабря 1924
2 Жондковский.png Ян Жондковский
(1860—1934)
21 декабря 1924 5 июня 1929
3 Довбор-Мусницкий.png Юзеф Довбор-Мусницкий
(1867—1937)
5 июня 1929 19 октября 1933
4 Любомирский.png Князь Здислав Любомирский
(1865—1948)
19 октября 1933 9 июня 1937
5 Андрей Владимирович.png Великий князь Андрей Владимирович
(1879—1956)
9 июня 1937 10 апреля 1942
6 Озевич.png Игнаций Озевич
(1887—1970)
10 апреля 1942 4 февраля 1946
7 Бур Коморовский.png Граф Тадеуш Коморовский
(1895—1966)
4 февраля 1946 8 августа 1953
8 Друцкий-Любецкий.png Князь Константин Друцкий-Любецкий
(1893—1970)
8 августа 1953 11 июля 1959
9 Рокоссовский.png Константин Рокоссовский
(1896—1973)
11 июля 1959 19 июля 1966
10 Эдмунд Радзивилл.png Князь Эдмунд Фердинанд Радзивилл
(1906—1975)
19 июля 1966 18 апреля 1972
11 Владимир Кириллович.png Князь императорской крови Владимир Кириллович
(1917—1992)
18 апреля 1972 12 декабря 1980
12 Ярузельский.png Войцех Ярузельский
(1923—2014)
13 декабря 1980 22 сентября 1989
13 Дмитрий Романович.png Князь императорской крови Димитрий Романович
(1926—2016)
22 сентября 1989 1 ноября 1997
14 Чарторыйский.png Князь Адам Кароль Чарторыйский
(р. 1940)
1 ноября 1997 16 ноября 2007
15 Коморовский.png Граф Бронислав Коморовский
(р. 1952)
16 ноября 2007 6 августа 2015
16 Радзивилл.png Князь Константин Радзивилл
(р. 1958)
6 августа 2015 В должности

Список премьер-министров Польши

     Национал-демократическая партия      Польская народная партия «Пяст»      Христианско-демократическая партия      Партия национальных правых      Лагерь Великой Польши      Национально-радикальный лагерь      Народная солидарность

Портрет Имя В должности Партия
1 Дмовский.png Роман Дмовский
(1864—1939)
11 октября 1918 24 июля 1920 Национал-демократическая партия
2 Грабский.png Владислав Грабский
(1874—1938)
24 июля 1920 10 марта 1922 Национал-демократическая партия
3 Скулский.png Леопольд Скулский
(1877—1958)
10 марта 1922 20 декабря 1923 Польская народная партия «Пяст»
4 Пониковский.png Антоний Пониковский
(1878—1949)
20 декабря 1923 19 ноября 1925 Христианско-демократическая партия
5 Новак.png Юлиан Новак
(1865—1946)
19 ноября 1925 14 мая 1926 Партия национальных правых
6 Грабский.png Владислав Грабский
(1874—1938)
14 мая 1926 25 июня 1928 Национал-демократическая партия
7 Скшиньский.png Александр Скшиньский
(1882—1931)
25 июня 1928 29 марта 1930 Партия национальных правых
8 Витос.png Винценты Витос
(1874—1945)
29 марта 1930 21 мая 1931[2] Польская народная партия «Пяст»
9 Дмовский.png Роман Дмовский
(1864—1939)
22 мая 1931 2 января 1939[3] Лагерь Великой Польши
10 Комарницкий.png Вацлав Комарницкий
(1891—1962)
2 января 1939 28 июня 1945 Лагерь Великой Польши
11 Добошинский.png Адам Добошинский
(1904—1985)
28 июня 1945 18 января 1954 Лагерь Великой Польши
12 Мосдорф.png Ян Мосдорф
(1904—1976)
18 января 1954 18 мая 1961 Лагерь Великой Польши
Национально-радикальный лагерь
13 Пясецкий.png Болеслав Пясецкий
(1915—1979)
18 мая 1961 14 июня 1965 Национально-радикальный лагерь
14 Добрачинский.png Ян Добрачинский
(1910—1994)
14 июня 1965 28 марта 1972 Лагерь Великой Польши
15 Пясецкий.png Болеслав Пясецкий
(1915—1979)
28 марта 1972 25 марта 1976 Национально-радикальный лагерь
16 Качоровский.png Рышард Качоровский
(1919—2015)
25 марта 1976 11 февраля 1981 Лагерь Великой Польши
17 Войтыла.png Кароль Войтыла
(1920—2005)
11 февраля 1981 27 сентября 1988 Лагерь Великой Польши
18 Болек.png Лех Валенса
(р. 1943)
27 сентября 1988 11 июля 1992 Народная солидарность
19 Гертых.png Мацей Гертых
(р. 1936)
11 июля 1992 7 марта 1995 Национально-радикальный лагерь
20 Болек.png Лех Валенса
(р. 1943)
7 марта 1995 19 октября 2001 Народная солидарность
21 Мацеревич.png Антоний Мацеревич
(р. 1948)
19 октября 2001 14 июля 2006 Лагерь Великой Польши
21 Качиньский.png Лех Качиньский
(р. 1949)
14 июля 2006 18 ноября 2011 Лагерь Великой Польши
22 Шнядек.png Януш Шнядек
(р. 1955)
18 ноября 2011 15 ноября 2016 Народная солидарность
23 Дудка.png Анджей Дуда
(р. 1972)
15 ноября 2016 В должности Лагерь Великой Польши

Политические партии

С 2016 года заседает XXIII созыв Посольской избы, места в котором распределились следующим образом:

Выборы в Посольскую избу XXIII созыва (2016)
Партия Лидер Результат Места
Лагерь Великой Польши Анджей Дуда 37,6%
150 / 400
Народная солидарность Януш Шнядек 27,4%
110 / 400
Национально-радикальный лагерь Збигнев Зёбро 10,0%
40 / 400
Партия «Пяст» Владислав Косиняк‑Камыш 8,5%
34 / 400
Консервативная народная партия Ярослав Говин 6,8%
27 / 400
Народная социалистическая партия Анджей Леппер 4,8%
19 / 400
Конфедерация новых правых Януш Корвин-Микке 2,2%
9 / 400
Младогерманский союз Рышард Галла 0,8%
3 / 400
Лагерь короля Христа Гжегож Браун 0,1%
1 / 400
Независимые 1,8%
7 / 400

В Королевстве Польском существует многопартийная система с многочисленными конкурирующими политическими партиями, однако так было не всегда — с 30-х и до начала 50-х годов XX века в стране действовала однопартийная система, при которой де-факто единственной правящей и легальной партией был Лагерь Великой Польши. Ныне в Польше существует множество политических партий различной идеологической направленности, однако лишь небольшая часть из них представлена в парламенте; многие парламентские партии фактически представляют собой коалиции более мелких политических группировок.

  • Лагерь Великой Польши (польск. Obóz Wielkiej Polski) — одна из крупнейших политических партий Польши, основанная в 1926 году сторонниками Романа Дмовского и в течение многих десятилетий доминировавшая в политической жизни страны. Официально Лагерь Великой Польши стоит на позициях национал-демократии, будучи наследником весьма влиятельной в начале XX века эндеции, или Национал-демократической партии. Фактически же партия придерживается национал-консервативной ориентации с элементами клерикализма, поддерживает тесные связи с Римско-католической церковью и близкими ей организациями. В экономике Лагерь выступает за социальный патернализм и активную государственную политику социальной защиты малоимущих, во внешней политике — за сохранение союза с Россией при расширении связей с Европой Отечеств, в особенности католическими странами.
  • Народная солидарность (польск. Solidarność Ludowa) — политическая партия, основанная в конце 1960-х годов на базе оппозиционных католических профсоюзов и ныне входящая в число крупнейших и наиболее массовых партий Королевства Польского. Идеология Народной солидарности основана на солидаризме и христианской демократии; «солидаристы» выступают за расширение прав профсоюзов, социальных гарантий; левое крыло партии выступает за открыто национал-синдикалистскую политику. В социальной и культурной сферах Народная солидарность занимает консервативные позиции, хотя и более умеренные, чем Лагерь Великой Польши; во внешней политике — считает необходимой дальнейшую евроинтеграцию.
  • Национально-радикальный лагерь (польск. Obóz Narodowo-Radykalny) — политическая партия, основанная в 1956 году в результате откола от Лагеря Великой Польши его радикального крыла, ориентированного на итальянских фашистов. Идеологически Национально-радикальный лагерь стоит на позициях радикального польского национализма и католического клерикализма, пропагандирует идею классовой солидарности и построения корпоративного государства, выступает за усиление роли государства во внутренней политике, ограничение миграции и дальнейшую интеграцию в Европу Отечеств. В прошлом НРЛ неоднократно формировал правительства, однако к концу XX века его влияние несколько упало, и ныне партия выступает в коалиции с Лагерем Великой Польши.
  • Партия «Пяст» (польск. Stronnictwo Piast) — политическая партия аграрного толка, позиционирующая себя как наследница Польской народной партии, существовавшей в начале XX века. Политическая программа «Пяста» основана на доктрине аграризма; партия выступает за активное участие государства в экономике (при этом позиции внутрипартийных фракций варьируются от государственного патернализма до крестьянского социализма), бесплатное образование и здравоохранение: также «Пяст» поддерживает «зелёную политику», стоит на социально-консервативных и умеренно клерикальных позициях. Будучи «третьей» партией, «Пяст» периодически участвует в коалиционных правительствах как с Лагерем Великой Польши, так и с Народной солидарностью.
  • Консервативная народная партия (польск. Stronnictwo Konserwatywno-Ludowe) — партия, отколовшаяся в начале 1990-х годов от Народной солидарности и придерживающаяся позиций солидаризма, традиционализма и толкинизма. Программа КНП провозглашает своей целью защиту польских национальных традиций, широкую социальную политику, основанную на принципах солидаризма, иерархическую структуру общества, защиту окружающей среды. Официально КНП поддерживает Римско-католическую церковь, однако многие ультраклерикальные политики обвиняют партию в «симпатиях к неоязычеству». Партия тесно сотрудничает с прочими «толкинистскими» партиями Европы Отечеств, а одним из её идеологов является глава польского отделения «Эарендила» писатель Анджей Сапковский.
  • Народная социалистическая партия (польск. Partia Socjalistyczna Ludowa) — политическая партия, основанная в 1960-х годах бывшими членами запрещённых при Дмовском социалистической и коммунистической партий во главе с Мечиславом Мочаром. НСП активно использует социалистическую риторику в экономической сфере, выступая за построение «национального социализма» для рабочих и крестьян, расширение государственного сектора в экономике, протекционизм и поддержку малого предпринимательства. Также партия примечательна своей секулярной и антимонархической позицией: хотя формально партия и не выступает против упразднения монархии, многие её члены выступают за построение республики и «полную независимость» от Москвы. Во внешней политике НСП выступает за усиление евроинтеграции, во многом ориентируясь на Францию.
  • Конфедерация новых правых (польск. Konfederacja Nowej Prawicy) — консервативно-либеральная политическая партия, основанная в конце 1980-х гг. экстравагантным политиком Янушем Корвином-Микке. В целом идеологию партии можно определить как консервативное либертарианство: она стоит за свободный рынок, уважение и защиту частной собственности, отмену подоходного налога, налога на прибыль и на наследство, обязательного пенсионного и медицинского страхования, сокращение оборонных расходов, сокращение роли Сейма до органа, определяющего размер налогов и контролирующего исполнительную власть, а также сокращение числа министерств. Также КНП выступает за защиту «ценностей латинской культуры и цивилизации» и «христианских моральных основ общества». Во внешней политике Конфедерация занимает последовательно евроскептическую позицию.
  • Младогерманский союз (польск. Zjednoczenie Młodoniemieckie, нем. Jungdeutsche Vereinigung) — политическая партия, представляющая интересы немецкой общины в Польше. Формально Младогерманский союз провозглашает своей целью защиту интересов немецкого населения, не придерживаясь какой-либо конкретной идеологии; на деле же многие «младогерманцы» поддерживают идеи консервативной революции, а сама партия сильно зависит от Берлина. Основной электорат Младогерманского союза — немецкое население западных областей Польши.
  • Лагерь короля Христа (польск. Obóz Chrystusa Króla) — политическая партия ультраконсервативного и традиционалистского толка. Основой идеологии партии является резкая оппозиция по отношению к династии Романовых, как «иноверцам и чужеземцам»; при этом формально она разделяет идеи монархизма, но весьма своеобразно — предлагая интронизацию Иисуса Христа как польского короля. В остальном Лагерь короля Христа стоит на позициях католического фундаментализма, изменение польского законодательства в религиозном духе, борьбу против иных верований, а также «культурного фашизма»; кроме того, она требует выхода Польши из Европы Отечеств.

Примечания

  1. Убит террористом.
  2. Смещён в результате государственного переворота.
  3. Скончался во время пребывания на посту.
Advertisement