ФЭНДОМ

Итак, вот Италия, земля, посвящённая богам. (Плиний Старший)
Чернорубашечники революции, мужчины и женщины всей Италии! Этап нашего пути будет достигнут. Мы по-прежнему готовы идти в мир задач, стоящих перед нами завтра, и они столкнутся с нашей смелостью, нашей верой, нашей волей. Да здравствует Италия! (Бенито Муссолини)

Королевство Италия (итал. Regno d'Italia) — государство в Южной Европе, расположенное в самом центре Средиземноморья. Занимает Апеннинский полуостров и часть запада Балканского полуострова, Паданскую равнину, южные склоны Альп, острова Сицилия, Сардиния и ряд мелких островов.

Столица — Рим, крупнейшие города — Рим, Милан, Неаполь, Турин, Палермо, Генуя, Болонья, Флоренция. Официальный язык — итальянский. Входит в Евросоюз с момента его создания, обладает третьей по величине экономикой еврозоны.

Королевство Италия было образовано в 1861 году в ходе Рисорджименто, когда все независимые итальянские государства были объединены под властью Савойской династии.

Государственное устройство

Не нация создаёт государство, как это провозглашает старое натуралистическое понимание, лёгшее в основу национальных государств XIX века. Наоборот, государство создаёт нацию, давая волю, а следовательно, эффективное существование народу, сознающему собственное моральное единство. (Бенито Муссолини)
Королевство Италия является унитарным государством с конституционной монархией. Её устройство определяется Альбертинским статутом (итал. Statuto Albertino), дарованным 4 марта 1848 года королём Сардинии Карлом Альбертом и с 1861 года распространившим своё действие на всю территорию Италии. Текст Статута неоднократно менялся: сначала в сторону либерализма, чтобы адаптировать его к парламентской форме правления конца XIX — начала XX века, затем в авторитарном направлении под диктатуру Бенито Муссолини, и вновь в сторону демократизма после реформирования фашистского режима в 60-х годах XX века. Государственная идеология согласно конституции — фашизм, государственная религия — католичество.

Главой государства является король Италии (итал. Re d'Italia). Король является верховным главнокомандующим вооружёнными силами и номинально стоит во главе исполнительной власти, имеет право объявлять войну и заключать мир, а также наделён исключительными полномочиями при внутриполитических кризисах. На деле полномочия короля сильно ограничены конституцией, и фактически его роль ограничена церемониальными функциями.

Квиринальский дворец

Квиринальский дворец — резиденция короля Италии

Палаццо Монтечиторио

Палаццо Монтечиторио — резиденция Палаты фасций и корпораций

Реальная исполнительная власть в Италии принадлежит правительству — Совет министров (итал. Consiglio dei ministri), возглавляемому председателем, или премьер-министром (итал. Presidente del Consiglio dei Ministri). Формально он назначается королём, но фактически является представителем парламентского большинства. Премьер-министр обладает весьма широкими полномочиями, руководит внутренней и внешней политикой страны, а также наделён правом издавать декреты и указы от имени правительства.

Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту. Верхняя палата, Сенат (итал. Senato del Regno d'Italia), состоящий из 200 членов, рассматривает законопроекты, принятые нижней палатой, вносит в них изменения и даёт свои рекомендации. Сенаторы занимают свой пост пожизненно; в их число входят принцы и принцессы королевской семьи старше 25 лет, а также выдающиеся граждане, назначаемые королём по рекомендации главы правительства.

Нижняя палата, Палата фасций и корпораций (итал. Camera dei Fasci e delle Corporazioni), рассматривает и утверждает законопроекты, которые могут быть инициативой правительства, отдельного члена парламента и непосредственно избирателей. В состав палаты входит 630 депутатов, часть которых избирается непосредственно населением, а часть выдвигается Национальным советом корпораций (итал. Consiglio Nazionale delle Corporazioni) — органом, представляющим синдикаты и работодателей, экономические и социальные министерства, а также иные национальные фонды и объединения.

Важную роль во внутренней политике Италии играет Большой фашистский совет (итал. Gran Consiglio del Fascismo), в состав которого входят министры правительства и руководители фашистской партии. Совет обладает широкими полномочиями: составляет списки депутатов от фашистской партии, выдвигает кандидатуру секретаря партии, занимается выработкой партийной политики, контролирует деятельность правительства и рассматривает законопроекты перед их поступлением в парламент.

Высшая судебная инстанция — Высший кассационный суд (итал. Corte suprema di cassazione), за ними следуют суды апелляционной инстанции — апелляционные суды и апелляционные суды присяжных, ещё ниже стоят суды и суды присяжных первой инстанции.

Территориально Италия разделена на 18 областей, или регионов (итал. regioni). Регионы делятся на провинции (итал. provincia), а те, в свою очередь — на коммуны (итал. comune). Также в состав Италии входит автономное Албанское королевство (итал. Regno albanese, алб. Mbretnija Shqiptare), главой которого официально является итальянский король.

Список королей Италии

Портрет Имя Супруга (и) Правление Связь с предшественниками
ВЭ3 Виктор Эммануил III
(1869—1950)
Елена Черногорская
(1896—1950)
29 июля 1900 2 августа 1950 Сын Умберто I
У2 Умберто II
(1904—1983)
Мария Жозе Бельгийская
(1930—1983)
2 августа 1950 18 марта 1983 Сын Виктора Эммануила III
ВЭ4 Виктор Эммануил IV
(р. 1937)
София Византийская
(с 1962)
18 марта 1983 Царствует Сын Умберто II

Список премьер-министров Италии

     Либеральный союз      Итальянская радикальная партия      Итальянская реформистская социалистическая партия      Итальянская либеральная партия      Национальная фашистская партия

Портрет Имя В должности Партия
21 Саландра Антонио Саландра
(1853—1931)
21 марта 1914 18 июня 1916 Либеральный союз
22 Бозелли Паоло Бозелли
(1838—1932)
18 июня 1916 30 октября 1917 Либеральный союз
23 Орландо Витторио Эмануэле Орландо
(1860—1952)
30 октября 1917 23 июня 1919 Либеральный союз
24 Нитти Франческо Саверио Нитти
(1868—1953)
23 июня 1919 15 июня 1920 Итальянская радикальная партия
(13) Джолитти Джованни Джолитти
(1842—1928)
15 июня 1920 4 июля 1921 Либеральный союз
25 Бономи Иваноэ Бономи
(1873—1951)
4 июля 1921 26 февраля 1922 Итальянская реформистская социалистическая партия
26 Факта Луиджи Факта
(1861—1930)
26 февраля 1922 31 октября 1922 Либеральный союз
Итальянская либеральная партия
27 Дуче Бенито Муссолини
(1883—1957)
31 октября 1922 19 сентября 1957[1] Национальная фашистская партия
28 Зятёк Галеаццо Чиано
(1903—1985)
19 сентября 1957 23 февраля 1966 Национальная фашистская партия
29 Микелини Артуро Микелини
(1909—1969)
23 февраля 1966 15 июня 1969[2] Национальная фашистская партия
30 Альмиранте Джорджио Альмиранте
(1914—1988)
15 июня 1969 7 июля 1973 Национальная фашистская партия
31 Чёрный князь Юнио Валерио Боргезе
(1906—1979)
7 июля 1973 9 августа 1979[3] Национальная фашистская партия
32 Бастард Дуче Пино Ромуальди
(1913—1988)
9 августа 1979 1 декабря 1982 Национальная фашистская партия
(30) Альмиранте-2 Джорджио Альмиранте
(1914—1988)
1 декабря 1982 1 августа 1986 Национальная фашистская партия
33 Раути Пино Раути
(1926—2012)
1 августа 1986 28 апреля 1993 Национальная фашистская партия
34 Фини Джанфранко Фини
(р. 1952)
28 апреля 1993 23 апреля 2005 Национальная фашистская партия
35 Алеманно Джанни Алеманно
(р. 1958)
23 апреля 2005 22 февраля 2014 Национальная фашистская партия
36 Внучка Алессандра Муссолини
(р. 1962)
22 февраля 2014 В должности Национальная фашистская партия

Политические партии

С 2015 года действует XXI созыв Палаты фасций и корпораций Италии, всенародные выборы в которую проходят с 1960 года. По итогам выборов одержал победу т. н. «блок фашистов и беспартийных».

Выборы в Палату фасций и корпораций XXI созыва (2015)
Партия Лидер Результат Места
Национальная фашистская партия Алессандра Муссолини 85,6%
539 / 630
Беспартийные 14,4%
91 / 630

С 1928 года в Королевстве Италия действует единственная легальная политическая партия — Национальная фашистская партия (итал. Partito Nazionale Fascista), сокращённо НФП (итал. PNF). Национальная фашистская партия была основана 9 ноября 1921 года Бенито Муссолини, будущим дуче Италии. В конце 1950-х — начале 1960-х годов по инициативе преемника Муссолини, Галеаццо Чиано, НФП претерпела реформацию: так, она была переустроена на принципах «демократического централизма» по образцу германской национал-революционной партии. Национальная фашистская партия, как и НРДАП, разделена на несколько внутрипартийных фракций. Особенностью фракционного деления НФП можно назвать значительную автономность фракций внутри неё и более активную внутрипартийную борьбу; таким образом реализуется принцип органической демократии, провозглашаемый в конституции Италии.

  • Неофашисты (итал. Neofascisti) — крупнейшая по численности и де-факто правящая фракция в НФП. У её истоков стоял Галеаццо Чиано, по инициативе которого и произошла «демократизация» фашистского режима; также среди видных политиков из числа этой фракции можно назвать премьер-министров Артуро Микелини и Джанфранко Фини, многолетнего лидера Национального совета корпораций Джованни Роберти и нынешнюю главу правительства Италии Алессандру Муссолини. Неофашисты выступают за сохранение и расширение сложившейся системы органической демократии, корпоративистскую экономическую систему и умеренные социальные реформы, в частности, расширение прав женщин и молодёжи, уменьшение цензуры и либерализацию в культурной среде и т. д.
  • «Чёрные» (итал. Neri) — фракция в НФП, занимающая ортодоксально-фашистские позиции и всячески отстаивающая «наследие Муссолини». Была образована в 1960-х годах противниками реформ Чиано, недовольными его «возвратом к парламентаризму, бубонной чуме нации» и «предательством фашизма и дуче»; среди её членов можно выделить Алессандро Паволини, Карло Скорцу, к ней также примыкали премьер-министры Джорджио Альмиранте, Юнио Боргезе и Пино Ромуальди. Изначально выступавшая за полное свёртывание реформ Чиано, фракция «чёрных» со временем смягчила свои требования — ныне они выступают за централизацию власти и консервативную социальную политику. Раньше «Чёрные» были одной из крупнейших фракций фашистской партии, однако к началу XXI века их влияние сильно уменьшилось, и сейчас они уступили свои позиции национал-синдикалистам и «Католической правой».
  • Национал-синдикалисты (итал. Sindacalisti nazionali) — «левое» крыло НФП, сторонники которого пропагандируют возвращение к «изначальным идеалам фашизма», основанным на идеях Серджио Паннунцио, Микеле Бьянки и Эдмондо Россони. Было образовано в 1960-х гг.; среди его известных деятелей можно назвать Пино Раути, Марио Мерлино, Франко Фреду и Пьерлуиджи Конкутелли. Национал-синдикалисты выступают за расширение государственного и общественного сектора экономики, поддерживают внутрипартийную демократию; самые радикальные из них выступают за полную ликвидацию среднего и крупного бизнеса и передачу предприятий в руки синдикатов рабочих. Благодаря активной пропагандистской работе национал-синдикалисты смогли достичь немалого влияния среди пролетариев как Северной Италии, так и Юга.
  • «Католическая правая» (итал. Destra Cattolica) — фракция фашистской партии, основателями которой были Аминторе Фанфани и Фернандо Тамброни. Идеология «Католической правой» сочетает в себе положения фашизма и католического традиционализма, совмещая католическую социальную доктрину с корпоративизмом в экономике. В политике же «католические правые» выступают за увеличение роли Римско-католической церкви, в социальной и культурной сфере — за введение уголовной ответственности для гомосексуалистов, введение обязательного христианского образования в школах, запрет абортов и т. п. «Католическая правая» традиционно поддерживает тесные отношения с Ватиканом, многие церковные иерархи-традиционалисты не раз оказывали ей публичную поддержку.
  • «Право и свобода» (итал. Destra e Libertà) — фракция НФП, возникшая относительно недавно, в 1990-х годах. Её основателем и бессменным лидером является известный бизнесмен и меценат, деятель Национального совета корпораций Сильвио Берлускони. «Право и свобода» стоит на защите интересов предпринимателей, выступает за «либерализацию» корпоративной системы, снижение налогов и последовательную защиту частной собственности; в социальной сфере члены этой фракции поддерживают реформаторскую политику неофашистов. Из-за своего экономического либерализма «Право и свобода» находится во враждебных отношениях с национал-синдикалистами: первые обвиняют своих оппонентов в «подрыве классового мира», вторые — в «предательстве идеалов фашизма».
  • Лига регионов (итал. Lega delle Regioni) — фракция НФП, возникшая в 90-х годах XX века и возглавляемая харизматичным политиком Маттео Сальвини. Лига регионов стоит на регионалистских позициях, выступая за расширение автономии областей Италии; также она разделяет идеологию итальянского национализма, умеренного социал-консерватизма и экономического либерализма в рамках фашистской системы. Основной электорат фракции — мелкая буржуазия и прочий средний класс экономически развитого севера Италии. Из-за своих регионалистских позиций фракция не раз обвинялась в «подрыве единства Италии» со стороны ортодоксального крыла НФП.
  • Футуристы (итал. Futuristi) — небольшая по численности фракция НФП, образованная в 1970-х годах. Футуристы призывают к «фашистской культурной революции» и реформацию итальянского государства в духе Филиппо Маринетти и Габриеле Д’Аннунцио. По замыслам футуристов, обновлённая Италия должна стать государством с процветающей свободой творчества, очищенным от пережитков буржуазного общества и «ненужных традиций»; члены фракции выступают за максимальную либерализацию в социальной и культурной сфере, а также поддерживают экологическую повестку. Фракция пользуется большой поддержкой среди молодёжи из крупных городов, а также части деятелей искусства.
  • Ур-фашисты (итал. Ur-fascisti) — самая малочисленная и маргинальная фракция в НФП. Идеология ур-фашистов основана на сочетании доктрины фашизма и идей итальянского философа Юлиуса Эволы; участники этой фракции выступают за возрождение «солярной римской духовности», поддерживают евгенику и социальную инженерию, выступают за преобразование государственного аппарата в организацию орденского типа; многие из них отрицают католическую религию, предпочитая ей язычество либо оккультизм. Ур-фашисты часто становятся объектом яростной критики со стороны остальных фракций и католической церкви; некоторые даже обвиняют их в сотрудничестве с Океанией, однако сами ур-фашисты эти обвинения отрицают.

Примечания

  1. Скончался во время пребывания на посту.