ФЭНДОМ

Игорь Алексеевич Дятлов
Дятлов

КПСС
Генеральный секретарь ЦК КПСС
21 мая 1978 - 1 марта 2001
Предшественник: Леонид Брежнев
Преемник: Олег Соколов
КПСС
Председатель Комитета ЦК по научно-техническим разработкам
31 марта 1966 - 1 марта 2001
Предшественник: должность учреждена
Преемник: Сергей Брин
КПСС
Член Политбюро ЦК КПСС
11 июня 1968 - 1 марта 2001
Герб СССР
Председатель Совета Министров СССР
СССР
2 августа 1976 - 8 апреля 1999
Предшественник: Алексей Косыгин
Преемник: Касым-Жомарт Токаев
Герб СССР
Министр образования и науки СССР
СССР
18 мая 1966 - 8 апреля 1999
Предшественник: должность учреждена
Преемник: Виктор Янукович
 
Гражданство: СССР СССР
Рождение: 13 января 1936
Смерть: 28 июня 2005
Отец: Алексей Александрович Дятлов
Мать: Клавдия Ивановна Дятлова
Супруга: Зинаида Алексеевна Дятлова (Колмогорова)
Дети: 4 детей
Партия: КПСС Коммунистическая партия Советского Союза
 
Военная служба
Годы службы: 1990 - 1999
Род войск: Верховный главнокомандующий Советской Армии
Звание: Генералиссимус СССР Генералиссимус Советского Союза
Командовал: Советская Армия
Игорь Алексеевич Дятлов (13 января 1936, Первоуральск, РСФСР, СССР – 28 июня 2005, Гагра, Грузинская ССР, СССР) – советский партийный, государственный и научный деятель. Один из величайших политиков XX века, занял второе место в рейтинге величайших руководителей СССР по версии журнала «Огонек», Человек года 1980 года по версии журнала TIME. В историю Игорь Дятлов вошел как сторонник технократии и покровитель научного прогресса, что предопределило победу Советского Союза в Третьей Мировой войне и общее положение СССР как крупнейшей и наиболее развитой сверхдержавы в мире.

За чуть более 10 лет смог сделать головокружительную карьеру, заняв посты Генерального секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР в 42 и 40 лет соответственно, тем самым побил рекорд Джона Кеннеди, который занял пост Президента США в 43 года.

Биография

Ранние годы

Игорь Дятлов родился 13 января 1936 года в Первоуральске, в семье обычного рабочего Уральского хромпиково химического завода. Он стал вторым ребенком в семье из четырех. У Игоря есть старший брат Мстислав и двое младших сестер, Руффина и Татьяна.

Семья Дятловых была крепкой и дружной, несмотря на не очень богатое существование. Известно, что в семейной и дружеской среде Игорь имел прозвище Гося. Это прозвище шутя дала ему бабушка и позже прижилось. Дятловы славились своим трудолюбием и неусидчивостью. Проявлялось это во всякого рода манипуляций с радиотехникой, и Игорь не избежал заражения семейной манией к радиофизике, что и предопределило его жизненный путь.

В 1944 поступает в среднюю школу №12, где проявил себя активным и трудолюбивым учеником. Принимает активное участие в школьной жизни, занимаясь культмассовой и политико-воспитательной работой. С 1950 в комсомоле.

Особое внимание уделял физике и с 5-ого класса является радиолюбителем. Игорь изготавливал радиоприемники и звукозаписывающие аппараты, принимал участие в радиофикации родной школы. После этого поставил себе цель – поступить на радиофак УПИ.

Помимо своей научной деятельности, Игорь активно занимался спортом. Спортивным туризмом начал увлекаться с 7-ого класса.

Игорь Дятлов окончил школу с серебряной медалью в 1954 году и поступает в политех.

Во время обучения в УПИ Дятлов прославился как хороший и активный студент, замечательный, хоть и крайне требовательный, председатель тургруппы политеха. Он и его команда хотели поставить хорошую точку в своей студенческой туристической карьеры, совершив последний поход в начале 1959, но перелом ноги командира отменил эти планы.

Работа на «Уралэлектроаппарат»

Игорь Дятлов окончил УПИ в 1959 году и был направлен на работу инженером на завод «Уралэлектроаппарат». На базе этого завода Игорь продолжил занятие научной деятельности и в свободное время приступил к переработке и реализации проекта Николы Теслы, Башня Ворденклиф. В условиях уже почти готового проекта, у Дятлова это не заняло много времени, однако реализация этого проекта была заветной мечтой с момента знакомства с трудами Теслы. 

Окончательная реализация разработок произошла в 1962 году, и она не могла остаться не замеченной. Имя молодого ученого было на слуху у советских граждан, а позднее просочилось на Запад. Дятлов удостоился награждением Ленинской премии и Орденом Трудового Красного Знамени лично из рук Хрущева. Позднее стал лауреатом Нобелевской премии по физике.

Работа над ОГАС

Триумф Игоря Дятлова привлек внимание зам. Председателя СМ СССР Алексея Косыгина, который в то время курировал разработку компьютизированной системы управления экономикой ОГАС. Косыгин предложил Дятлову переезд в Киев и работу в команде Виктора Глушкова. Дятлов ответил согласием.

С 1963 года Дятлов работает в команде Глушкова. Основной проблемой тогда стояло отсутствие работоспособной ЭВМ, с помощью которой и будет существовать ОГАС. Существовал проект ЭВМ «Киев», который в теории был очень дорогим в производстве и эксплуатации, но маломощным. Именно для разработки новой ЭВМ фактически был нанят Дятлов. Разработка второго поколения ЭВМ «Киев» заняла 2 года и проект был представлен Косыгину уже в 1965.

Начало политической карьеры

Публичным стартом политической карьеры Игоря Дятлова стала его знаменитая речь «Кибернетика на службе коммунизма» на XXIII съезде КПСС в 1966 году. Выступить Дятлову предложил Косыгин. Изначально предполагалось, что Дятлов лишь выскажет статистику, но он решил расширить свою речь о влиянии кибернетики на развитие страны.

«Ставка на кибер-технологии безусловно даст нам возможность полного и окончательного решения всех экономических проблем. Путь ОГАС – это ясный и понятный путь к построению коммунистического общества с господством научного мышления у советских граждан. Да, этот процесс долог и труден, но ведь товарищ Маркс говорил, что коммунизму – дело не быстрое. Сейчас нашей основной задачей является правильная реализация кибер-технологий на практике»

Реализация подобных намерений вызвала большие сомнения и открытое нежелание в руководстве Советского Союза. В первую очередь у тех, кто на самом деле к построению коммунизма не стремились, а стремились лишь к построению собственного рая. Однако личные связи и покровительство двух влиятельнейших людей в Союзе, Брежнева и Косыгина, дали Дятлову карт-бланш.

Дятлов решил взять под собственный контроль всю образовательно-научную сферу. Для этого он пролоббировал формирование Комитета ЦК по научно-техническим разработкам и Министерство образования и науки. В составе Комитета Дятлов собрал весь свет советской инженерии и поставил под его контроль все научно-технические разработки. Министерство было создано для реформирования и унификации всей системы советского образования. Было уделено огромное внимание техническим и прикладным дисциплинам, а в школах стал активно насаждаться культ постоянного развития технологий.

Помимо этого, Дятлову также приходилось уделять пристальное внимание темпам внедрения систем ОГАС.

В итоге, к 1970 Дятлов мог считать свою политическую задачу относительно выполненной. Он окончательно закрепился на своем месте в руководстве страны, занимая разом 3 должности, Зам. Председателя Совета Министров СССР, министра образования и науки СССР и председателя Комитета ЦК по научно-техническим разработкам. Также входил в Политбюро.

Внутрипартийная борьба

Сразу после прихода на вершину Дятлов столкнулся с отчаянным сопротивлением своим реформам со стороны ряда брежневских кадров. Поддержав Леонида Брежнева, они стремились занять хлебные места для построения собственного рая и для этого они были готовы по максимуму использовать свое новое положение. Способом реализации своих намерений они видели концентрацию в своих руках абсолютной власти над действующим бюрократического аппарата.

Дятлов это прекрасно понимал и поэтому стал постепенно формировать собственную платформу. Его главной союзницей стала Терешкова, а позже Дятлов воспитал под своим крылом Горбачева. На свою строну Дятлову также удалось переманить множество косыгинских кадров. Так в обойме Дятлова оказался первый зам. Косыгина Дмитрий Полянский.

Период активного противостояния начался в 1970. Первым удар нанес Дятлов. Он и Полянский склонили Косыгина к ликвидации Госснаб и Госкомцен. Их обязанности перешли Госплану. При этом руководить Госпланом был поставлен Полянский, а его место первого заместителя занял сам Дятлов.

Е. Понасенков: «… вы понимаете насколько маниакальный в своем желании править был Дятлов. Он разыграл такую комбинацию, при которой убрал со своего пути собственного союзника, а он еще спасибо сказал.»

О. Соколов: «Значит, господин Понасенков, а я буду вас именно так называть, у меня язык не поворачивается назвать вас «товарищ». Не надо равнять всех людей себе, особенно таких как товарищ Дятлов. Игорь Алексеевич, в отличие от вас, не маньяк. Его действия были продиктованы требованием того времени. Не надо рисовать его всесильным диктатором, т.к. он им никогда не был.»

Отрывок из программы «Общественные дебаты». 2016 год.

Несмотря на кажущуюся силу и мудрость, группа «бюрократов» оказалась беззубыми щенками в борьбе с дятловской группой. Довольно быстро дятловцам удалось выбить из седла лидеров «бюрократов», Гришина и Подгорного, и казалась скорая победа Дятлова. Однако в 1973 Дятлов спас от опалы одного из своих людей, Геннадия Воронова, за что пал в немилость «малому» Политбюро, группе особо влиятельных политиков, возглавляемой «Советским триумвиратом», Андроповым, Громыко и Устиновым. Они собрали остатки «бюрократов» и возобновили борьбу.

Это противостояние было уже куда более серьезным, поэтому в конфликт вмешался Брежнев, Косыгин и Гречко. Они попытались сохранить хрупкий баланс в партии, однако долго удерживать статус-кво не получилось. Уже в 1976 все трое отошли от политики.

Время сыграло в пользу Дятлова. Ему удалось завершить подготовку к пуску ОГАС к съезду КПСС в 1976 году, тем самым поставив точку в долгом споре о реальности существования этой системы. Также до Дятлова дошло, что т.н. «Днепропетровский клан», люди Брежнева, не един и полное его объединение «Советским триумвиратом» не считается возможным. Помимо всего этого, Дятлов получил пост председателя Совета Министров СССР после смерти Косыгина.

В условии больного Брежнева Дятлов стал фактическим лидером станы, однако перед ним встал кадровый вопрос. Необходимо было найти замену умершему Андрею Гречко на посту министра обороны. «Советский триумвират» намекнул Дятлову, что готов свернуть свою борьбу, если этот пост займет Устинов, однако выбор председателя пал на Сергея Соколова.

2-й раунд борьбы начался. В этом противостоянии симпатии, уже ничего не решающего, но все еще Генсека, Брежнева были на стороне Дятлова, поэтому ряд политиков и военных из «Днепропетровского клана» фактически перешли на сторону Председателя СМ СССР. Тогда Дятлову и пришла идея сделать ставку в борьбе на постоянную перетасовку членов Клана на государственных постах, тем самым стравив их друг с другом. Эта стратегия сработала и противостояние окончилось в 1981 полной победы и укрепления личной власти Дятлова.

Политика Игоря Дятлова как лидера СССР

Игорь Дятлов занял пост Председателя СМ СССР в 1976, однако всю полноту власти смог получить лишь через 2 года, после ухода Брежнева на пенсию и занятия Дятловым поста Генсека.

В целом Дятлова можно назвать продолжателем политики Брежнева. Во внутренней политике был продолжен курс на укрепление личной и тоталитарной власти. Дятлов считал, что единственным эффективным способом управления экономики и государством может быть лишь четкая иерархия с максимально малым количеством подчиненных органов. В связи с этим в 1986 Дятлов реформировал структуру высшего руководства, радикально сократив число управляющих органов.

Внешняя политика

Внешняя политика 20-летнего правления Игоря Дятлова отличается своей полярностью. С момента прихода ко власти Дятлов решил продолжить политику разрядки с США. В период 1979-1986 советско-американские отношения достигли своего максимума и вступили в эпоху «Теплого мира».

«Меня действительно пугают реакционные речи моего оппонента. Республиканская партия и вы, господин Рейган, как будто застряли во времени и не в состоянии и до сих пор рассуждаете категориями Холодной войны. Вы не в состоянии осознать текущие политические процессы и стремитесь сломать тот хрупкий мир, который нам удалось построить. Вы пытаетесь прировнять Дятлова к Хрущеву, хотя на деле на Хрущева больше похожи вы, господин Рейган. Я могу заверить, что Дятлов – это молодой политик с новым мышлением и я очень сильно надеюсь, что политики типа Хрущева и Рейгана уйдут в прошлое мы все вместе войдем в эпоху «Теплого мира»

Джимми Картер на Президентских дебатах 1980 года

В период «Теплого мира» СССР и США стремились дипломатическим путем разрешить политические кризисы в Афганистане и Иране. Карт-бланш на вторжение в Иран СССР получил после освобождения заложников в посольстве США в Тегеране. Также свой вклад внесла личная дружба между Дятловым и Картером.

После ухода Картера с поста Президента США, его политику планировал продолжить Уолтер Мондейл, но эти планы потерпели крах. На фоне экономических потрясений начал возрастать рейтинг Республиканской партии и после небольшого конфликта между Рейганом и Бушом-старшем второй занял пост президента США. После этого закончился «Теплый мир» и начался новый виток Холодный войны. В итоге это переросло в «горячую» Третью Мировую войну.

«Нью-Йорский инцидент»

В истории внешней политики Дятлова был отмечен т.н. «Нью-Йоркский инцидент», который считается отправной точкой к прекращению «Теплого мира» и личной ненависти Дятлова к Бушу-старшему.

Историками отмечается, что Дятлов стремился сохранить «Теплый мир» и опасался восхождения к власти республиканцев. В 1987 власть Президента Мондейла окончательно пала, он ушел в отставку боясь импичмента, и новым Президентом стал Буш-старший. Дятлов решил настроить личные связи с Бушем, для чего решил приехать на сессию Генеральной Ассамблеи ООН и на ее полях встретится с американским президентом, как он это сделал еще в 1979. В администрации нового президента США ответили отказом, ссылаясь на загруженность графика. Дятлов захотел отменить свое выступление, но его отговорил министр иностранных дел Токаев. Однако этим история не закончилась. Буквально накануне начала сессии ГА Буш и вовсе отменил свое выступление. Западная пресса начала шутить, что Буш настолько избегал встречи с Дятловым, что решился прервать сложившеюся традицию ежегодного выступления Президентов США на сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Сам Дятлов в этот момент был в воздухе в полете в Нью-Йорк и узнал об этом всем только на месте. Его ярости не было предела. Впервые в истории ООН сессию Генеральной Ассамблеи открывала речь лидера СССР, а не США, однако он был обсмеян западной прессой. Это замечалось во время речи Дятлова. Призывы к миру сосуществовали с сдерживаемой злостью. Так или иначе из Нью-Йорка Дятлов вернулся оскорбленным.

Позже это сыграло свою роль. Глава советского МИДа Токаев не раз предлагал Дятлову пригласить Буша в Москву, но тот реагировал эмоционально. Нехотя Дятлов согласился на встречу в Рейкьявике в 1989, но там он был жестким и недипломатичным. Многие считают, что именно это сделало возможным Третью Мировую.   

Отставка, пенсия и смерть

Третья Мировая существенно подорвало психическое здоровье Игоря Дятлова и после ее окончания однозначно решил уйти в отставку. Со всех своих государственных постов Дятлов ушел в 1999, а со всех партийных в 2001.

После ухода на пенсию Игорь Дятлов объявил о готовности защитить кандидатскую по физике, т.к. до сих пор не имел никаких научных степеней, однако пока это не позволяло здоровье. Для его поправления Дятлов уехал на лечение в Гагры, где и умер 28 июня 2005.

Личная жизнь

За свою жизнь Игорь Дятлов был женат лишь единожды. В 1960 году он женится на своей институтской подруге Зинаиде Колмогоровой с которой официально находился в браке до смерти. Как и его отец, Игорь Дятлов имел четверо детей.

Слухи

Однако во времена внутрипартийной борьбы и после смерти Игоря Дятлова, его личная жизнь обросла множеством слухов. Собрал и систематизировал их в едино автор книги «Сладострастие советских вождей» Евгений Понасенков. Он приписывает Дятлову два романа на стороне.

Самым распространенным слухом является слух о романе с Валентиной Терешковой. Понасенков предполагает, что этот роман начался во второй половине 1960-ых и продолжился вплоть до выхода Дятлова на пенсию. Познакомились они, когда Дятлов формировал собственную коалицию сторонников и его взгляд пал на популярную в народе Терешкову. Сама Терешкова на тот момент была замужем за другим космонавтом Андрияном Николаевым, крайне деспотичным в личной жизни человеком. Красивый и обаятельный Дятлов смог влюбить в себя Терешкову, и та стала его «боевой подругой» на политической арене. Эти слухи просочились даже на Запад, когда Терешкова сопровождала Дятлова на Олимпиаде-84 в Лос-Анджелес. В соответствии с протоколом, лидеров должны были сопровождать их жены, но вместо официальной жены Дятлова, Зинаиды, с Игорем в Лос-Анджелес прилетела Валентина. Терешкова получила высокие государственные и партийные посты, она стала заместителем Горбачева в Президиуме Верховного Совета и курировала космическую отрасль в Комитете ЦК по научно-техническим разработкам.

Согласно другим слухам, у Игоря Дятлова был роман с с дочерью Леонида Брежнева, Галиной. Этим недруги Дятлова объясняли его стремительный рост по гос-партийной лестнице. Предположительно, что влюбчивая Галина Брежнева увлеклась молодым Игорем в конце 1960-ых. Их роман продлился до середины 1970-ых, когда Галина переключилась на нового любовника Юрия Чурбанова, который позже сыграл большую роль в партийной борьбе на стороне Дятлова и стал министром МВД СССР

В культуре

  • О жизни и политической карьере Игоря Дятлова был снят политический триллер «Полет Красного Дятла» (СССР, 2007-2017). Первый сезон вышел в 2007 и был посвящен памяти Игоря Дятлова. В роли Дятлова – Владимир Вдовидченков.
  • Игорь Дятлов является эпизодическим персонажем в ряде фильмов т.н. «Sovietwave», где его сыграл Савелий Крамаров. 
  • В одной из серий «Симпсоны» Гомер вспоминал, как поссорил Дятлова и Буша-старшего в Рейкьявике, из-за чего началась Третья Мировая. Забальзамированная голова Дятлова пыталась устроить революцию и захватить власть в Новом Нью-Йорке в «Футурама».
  • В сатирическом сериале «Канада превыше всего» (Канада, 2014-2020) Джимми Картер рассказал главному герою сериала Жаклин Дженкинс историю, как Дятлов во время вечера в Белом доме в состоянии алкогольного опьянения поцеловал в засос жену его Вице-президента Уолтера Мондейла.
  • Предположительно, что Дятлов стал прототипом персонажа Василия Капустина, посла СССР во Франции, эротического фильма «Олимпийские грехи» (Франция, 2013). Эту роль сыграл Станислав Боклан.