ФЭНДОМ

960px-US Embassy Tehran

Поврежденный герб США на фасаде здания американского посольства в Тегеране

Захват заложников в американском посольстве в Тегеране – дипломатический кризис во время Исламской революции в Иране в 1979.

Начало

4 ноября 1979 террористы совершили нападение на посольство США в Тегеране и взяли в заложники 66 человек. Основным требованием нападающих была выдача новым иранским властями экс-шаха Мохаммеда Резы Пехлеви и его семьи. Аятолла Хомейни и его сторонники поддержали террористов.

Попытка освобождения

Выдача иранским исламистам бывшего шаха даже не рассматривалась, поэтому правительство США начало рассматривать способы освобождения заложников. Госсекретарь Сайрус Вэнс настаивал на переговорах, однако в условиях приближающейся президентской кампании 1980 года переговоры были серьезным риском, которые могли лишить Картера кресла президента. Президент Картер хотел показать себя избирателям сильным и решительным лидером, поэтому его симпатии сместились в сторону проведения военной операции. Вэнс ушел в отставку в знак протеста против решения Картера, но последний оказался непреклонен. 16 ноября 1979 года Картер отдал приказ о разработке плана Операции «Орлиный коготь». Операция была рискованная и она провалилась.

Помощь СССР. Операция «Принц Персии»

Дятлов и руководство Союза было слегка испугано произошедшем и следило за развитием событий. Провал «Орлиного когтя» вызвало радость и предчувствие больших перспектив. Дятлов сам позвонил Картеру и предложил свою помощь. Интересен тот факт, что план советской операции к тому моменту был уже готов. Дятлов приказал начать разработку плана еще 20 ноября, когда американская операция еще не началась.

Так или иначе, это было рукой спасения оконфузившегося Картера, поэтому и выбора у него был небольшой. Американский президент дал согласие. Изначально Дятлов хотел задействовать отряд «Альфа» КГБ, но председатель КГБ Юрий Андропов, партийный враг Дятлова, прямо саботировал приказ генсека. Тогда Дятлов приказал задействовать 104-ую гвардейскую воздушно-десантную дивизию ВДВ СССР.

Также как и американская, советская операция была рискованная. Сначала завязалась перестрелка между советскими десантниками и исламистскими террористами в здании американского посольства, в результате которой погибло 2 заложника и еще 5 было ранено. Позже завязалась перестрелка на узких улочках Тегерана и к точке эвакуации пришлось пробиваться с боем.

Спасенных доставили в Баку 08:23 2 декабря 1979, а 5 декабря в Кремле с ними встретился Игорь Дятлов, где пригласил их вернуться туристами на Олимпиаду-80 в Москву. 8 декабря освобожденные вылетели из Москвы в Вашингтон, где их встретил лично Картер.

Последствия

Данное событие послужило причиной окончательного разворота Картера к просоветской позиции. Именно на построение «Теплого мира» пытался надавить в своей предвыборной кампании 1980 года и данное событие он называл еще одним доказательством советско-американской дружбы.

Дятлов же преследовал внешнеполитические цели. Помощь в освобождении американцев был воспринят как карт-бланш на решение иранского кризиса. США согласились на советскую интервенцию в Иран.

В культуре

  • Тегеранским событиям посвящена 3 серия 2 сезона сериала «Полет Красного Дятла».
  • В рамках «Sovietwave» в 1982 вышел фильм «Тегеранская жара». В главной роли – Арнольд Шварценеггер.