Альтернативные Миры вики
Advertisement

Данная статья о личностях мира РПМ которые сыграли роль в истории Российской Империи XVIII века, но недостаточную для масштаба целой статьи.

А

Б

В

Волынский, Артемий Петрович

Г

Д

Долгоруков, Василий Лукич

Е

Ж

З

И

К

Л

Ласси, Пётр Петрович

М

Меншиков, Александр Данилович

Александр Меншиков

Алекса́ндр Дани́лович Ме́ншиков (6 ноября 1673, Москва — 23 ноября 1742, Берёзов, Сибирская губерния) — русский государственный и военный деятель, ближайший сподвижник и фаворит Петра I, генералиссимус (12 мая 1727 —19 апреля 1730), адмирал (6 мая 1727—19 апреля 1730), первый Санкт-Петербургский генерал-губернатор (1703—1724 и 1727—1730), президент Военной коллегии (1719—1724 и 1726—1730). Граф (1702), князь Священной Римской империи (1705), светлейший князь Ижорский (1707).

Родился предположительно 16 ноября 1673 г. в Москве в семье пирожника (по другим сведениям, придворного конюха) и в юности торговал пирогами, но документально это не подтверждено. Не получил никакого образования и был неграмотным.

В 1686 г. попал в услужение к Петру I. Будучи солдатом «потешной роты», Меншиков сопровождал царя в его поездках по России, в Азовских походах (1695—1696 гг.) и во время Великого посольства (1697—1698 гг.) в страны Западной Европы. По возвращении в Россию его назначили сержантом гвардии Преображенского полка (1698 г.), а в 1700 г. — поручиком бомбардирской роты. Завоевав безграничное доверие Петра I, Меншиков, официально не занимая никаких должностей, стал одним из его ближайших помощников. В этом качестве он проявил большие военные и административные способности. Во время Северной войны (1700—1721 гг.) Меншиков являлся правителем Ингерманландской губернии и руководил строительством Санкт-Петербурга.

Отличившись в боевых действиях против шведов, получил титул светлейшего князя (1707 г.). В 1709 г. Меншиков участвовал в Полтавском сражении и был произведён в фельдмаршалы. С 1714 г. он управлял отвоёванными у Швеции землями. В 1718—1730 гг. (кроме 1725 г.) — президент Военной коллегии.

Во время пребывания Петра I на Мадагаскаре являлся главой Верховного Тайного Совета, который фактически правил Россией, так как жена императора Екатерина Алексеевна политикой вовсе не интересовалась. После её смерти в 1729 году, на кратковременный период стал Регентом Российской Империи[1], сосредоточив в своих руках всю власть в стране. За три года отсутствия Петра в России страна с руки Меншикова погрязла в коррупции и беспорядках, за что тот был свергнут верными императору членами ВТС незадолго до его возвращения.

В 1730 году был сослан вместе с семьёй в Берёзов императором, предварительно лишённый всех титулов и имущества, где и проживёт остаток своей жизни. После смерти Петра I и восшествия на престол Елизаветы Петровны, Меншиков написал новой императрице письмо с просьбой о помиловании, в нем ему было отказано. Александр Данилович скончался 23 сентября 1742 года от инсульта, был похоронен у алтаря построенной его руками церкви. Много лет спустя река Северная Сосьва смыла его могилу.

Миних, Христофор Антонович

Н

О

Остерман, Андрей Иванович

П

Р

Романов, Пётр Алексеевич[2]

Великий Князь Пётр Алексеевич

Великий князь Пётр Алексеевич (Романов) (23 октября 1715, Санкт-Петербург — 30 января 1730, Москва, Лефортовский дворец) — Внук Петра I, сын царевича Алексея Петровича и немецкой принцессы Софии-Шарлотты Брауншвейг-Вольфенбюттельской, наследник российского престола в 1718 — 1730 г.г.

Уже в юном возрасте лишился обоих родителей: мать, принцесса Бланкенбургская София Шарлотта, скончалась через несколько дней после родов; отец, Царевич Алексей, в 1718 году осуждён за государственную измену и скончался в камере Петропавловской крепости (предположительно был убит).

Пётр Алексеевич не получил, по сути, никакого образования. Он рос своевольным, своенравным и склонным к лени подростком. Его дед, Пётр Великий, не видел во внуке наследника, потому совсем не заботился о должном для него воспитании. Единственное за чем следил император было место нахождения Петра, тот ни должен был покидать окрестности столицы, и всегда находился под присмотром.

После отбытия деда на Мадагаскар Пётр получил относительную свободу действий, в это время он знакомиться с Князем Иваном Долгоруковым, который стал Петру ближайшим другом. В последствии через Ивана на Великого князя получила влияние вся семья Долгоруковых, которые намеревались вернуть Россию к допетровским порядкам, и считали, что с помощью юного Петра со временем добьются своей цели, так первым шагом к этому стал его переезд в Москву, куда в случае его восшествия на престол Долгоруковы рассчитывали перенести столицу.

В корыстных целях хотел использовать Петра и Меншиков - он договорился с императором о помолвке Великого князя со своей дочерью, случись это, и могущество, и без того, одного из первых людей в государстве стало бы неоспоримым. Помолвка была назначена на 1730 год — время когда Петру исполнится четырнадцать лет. Долгоруковы не же прочили в жёны князю свою партию — сестру Ивана Екатерину, и хотя официально был утверждён брак с дочерью Меншикова, Долгоруковы подталкивали Петра к выгодному для них браку. Екатерина проводила с князем много времени, он стал привязываться к ней и хотел отказаться от брака с Марией, однако у Петра не было такой возможности.

В ноябре 1729, когда до свадьбы оставалось около двух месяцев, Великий князь от безысходности стал ещё больше чем обычно подрывать своё здоровье бесконечными попойками и кутежами, что в конечном итоге привело к тому, что 17 января 1730 года, на водосвятии, он заболел оспой и в ночь на 30 умер, подорвав тем самым планы как Меншикова, так и Долгоруковых. Со смертью Петра прямой род Романовых был обречён на пресечение. Пётр Алексеевич был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля, на сегодняшний день является последним представителем династии Романовых похороненных там.

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Э

Ю

Я

Примечания

  1. Фактически Меньшиков никогда не занимал данную должность, однако в русской историографии период со времени смерти Екатерины Алексеевны и до роспуска Петром I Верховного Тайного Совета принято называть именно "Регентством" Меншикова
  2. Под фамилией Романовы, как можно догадаться, фигурирует Российская Императорская династия, однако 1)На момент описываемых событий фамилии у царствующего дома не имелось. 2)Речь в статьях ЖЗЛ (Жизнь замечательных людей) пойдёт о представителях династии, которые некогда не являлись правящими монархами.
Advertisement