ФЭНДОМ

Есугей-кан (ок. 107-166 г.г.) — мокшетский государственный деятель, сын Атемаса II, потомок Фарида I. После смерти отца в 139 году стал правителем Мокшет Урды.

Получил в народе прозвище Великий, так как занялся укреплением своей державы. Значительно расширил влияние на своих соседей, поднял престиж своего государства, разобрался со многими внутренними проблемами.

Биография

Юность

Родился в семье кана Атемаса II, его матерью была неизвестная наложница кана. Всё детство ребёнок воспитывался в жёстких спартанских условиях. Безопасности мальчика уделялось огромное внимание, поэтому вместе с ним всё время ходила личная гвардия кана.

С самых юных лет ребёнка готовили к правлению государством, поэтому с детства обучали истории, военной тактике, принципам управления.

Стал воином в 16 лет. Крещение огнём произошло в 124 году под Сызранью во время Восточного похода. После недели сражений начался двухмесячный штурм города. Осада задержалась из-за плохих погодных условий ранней весны.

Сызрань была необходима Мокшет Урде как важный опорный пункт для Великого Восточного похода. После захвата города началось его разграбление, а к началу лета поход продолжился.

К 126 году была полностью оккупирована Самара Лука, город Уляноск, который стал самым северным рубежом государства.

Одухотворённый красотой Самара Луки, Есугей захотел перенести будущую столицу в это место.

В 131 году был отправлен на защиту Пензы от вторжения кочевников, где был взят в плен. Следующие три года провёл в плену в городе Томбау, который армия Мокшет Урды никак не могла взять. В итоге Атемасу II пришлось пойти на уступки рейдерам и выплатить откуп за сына.

После этого Атемас II сослал сына в своё личное поселение Суроново, где тот прожил несколько лет до смерти отца в 139 году от опухоли головного мозга.

Правление

Коронация Есугея прошла в канском дворце Пензы в 139 году. Новый кан поклялся расширять влияние Мокшет Урды, обеспечить мир между народами внутри страны и обезопасить государство от внешних угроз.

Есугей-кан решил отказаться от переноса столицы, так как видел возможную стратегическую опасность со стороны востока и понимал о том, что Пензя ошь гораздо более укреплена, чем какой бы то ни было город.

Уже в самом начале правления началась массовая реорганизация государственного аппарата, которого практически не существовало до него. Начал формироваться совет военных вождей, глав банд-формирований, осуществляющих управление армией.

Интересно, что реформы армии так и не произошло. Армия Урды во многом не более чем банда головорезов и пленных рабов. Иерархия в ней зиждется на подчинении не назначенным сверху офицерам, а тем, у кого хватает наглости взять на себя командование и удержать власть. Наверху этой хаотической структуры стоят военные вожди, присягающие новому кану на верность во время коронации.

Впервые началось создание речного флота в городах Уляноск и Сызрань. После создания первых кораблей начались высадки на прибрежные поселения, которые не всегда заканчивались успехом.

Есугей-кан решил окончить Великий Восточный поход и повернул свой взор на запад. Томбауские рейдеры сильно мешали Мокшет Урде, а также кан хотел лично отомстить им за своё пленение. В 143 году началось постепенное вторжение в земли западных кочевников, поселения которых захватывались и уничтожались до основания.

Рейдеры не могли справляться с армией, которая посылала свои войска в разные концы земель рейдеров, из-за чего те часто попадали в окружения. Таким образом через несколько месяцев все поселения вокруг Томбау были покорены Мокшет Урдой. Весной 144 года началась осада Томбау, закончившаяся в начале лета. По указу кана весь город должен был быть разграблен, а население обращено в рабство.

Также шло значительное продвижение по бывшим трассам и присоединение поселений расположенных вдоль них. Было перекинуто много сил на север к Сарану, который часто подвергался нападениям рейдеров с севера.

Приток беженцев со всех сторон позволил Мокшет Урде значительно развиться, но чувствовалась проблема возможного голода и перенаселения.

В 158 году произошла первая дипломатическая встреча в истории Мокшет Урды. Всё началось с того, что в Уляноск прибыли несколько десятков воинов. Гарнизон города был готов начать отбиваться, но воины скинули оружие на землю и подняли руки. Их приняли в город. За счёт похожести мокшетского и их языков удалось узнать, что на востоке от Мокшет Урды, за рекой Идел существует другое государство - Идел-Урда. По просьбе их кагана они пригласили Есугей-кана на переговоры, на что он согласился.

Переговоры прошли в городе Калмаюр, где присутствовали Есугей-кан и все военные вожди с одной стороны, и каган Тутай со своими ханами. Встреча была необычайно тёплой, ведь на ней присутствовали руководители двух цивилизованных государств, способных найти общий язык.

Правители стран заключили Калмаюрский договор, по которому устанавливалось следующее:

  • Граница государств устанавливается по реке Идел;
  • Разрешается свободное перемещение жителей двух государств по их территории;
  • Государства обязуются помогать друг другу в случае нападений дикарей и не нападать друг на друга.

Последние годы своей жизни Есугей-кан сильно болел, поэтому редко появлялся перед широкой публикой, а фактически управлял страной его сын Фарид. В 161 году произошла отмена рабства. Сам указ был написан Фаридом, но вся слава досталась Есугею, за что тот получил прозвище "освободитель".

Смерть

Есугей-кан умер зимой 166 года от воспаления лёгких. Свои последние пару лет он провёл в своём личном поселении - Суроново. В связи с его смертью в стране был объявлен траур, из-за чего новый 167 год был объявлен годом памяти по Есугей-кану. В торжественной обстановке его тело привезли из Суроново в Пензу, где оно было захоронено в канском мавзолее. Через неделю после смерти Есугея прошла коронация Фарида II.

Идеология

Идеи Есугей-кана заключались в единстве всех народов под руководством кана в одном государстве, распространяющим своё влияние во всем мире под небом.

Любой народ и любой подданый на территории государства должен выполнять любые приказы кана, и несёт ответственность за их исполнение.

Мечта Есугей-кана была пересмотрена в связи с появлением нового государства - Идел-Урды. За время своего правления он так и не смог установить более никаких отношений с Идел-Урдой кроме Калмаюрского договора, поэтому будущие отношения между государства лягут на его потомков.

Семья

Как и любой кан Мокшет Урды не был в официальном браке, а имел гарем женщин, привозимых со всего государства. После рождения первого сына Есугей не признавал остальных своих детей, и ,чаще всего, избавлялся от них.

Его первый сын - Фарид, стал наследником кана и был коронован в год смерти Есугея.