ФЭНДОМ

Джимми Картер
800px-JimmyCarterPortrait2

Flag of the United States.svg
39-й Президент США
Flag of the President of the United States.svg
20 января 1977 - 20 января 1985
Вице-президент: Уолтер Мондейл
Предшественник: Джеральд Форд
Преемник: Уолтер Мондейл
Flag of the United States.svg
76-й губернатор Джорджии
Flag of the State of Georgia
12 января 1971 - 14 января 1975
Предшественник: Лестер Мэддокс
Преемник: Джордж Басби
Flag of the United States.svg
Сенатор Джорджии от 14-го ибирательного округа
Flag of the State of Georgia
14 января 1963 - 10 января 1967
Предшественник: должность учреждена
Преемник: Хью Картер
 
Гражданство: Flag of the United States.svg США
Рождение: 1 октября 1924
Смерть: 26 июня 2020 (96 лет)
Отец: Джеймс Эрл Картер-старший
Мать: Лилиан Картер
Супруга: Розалина Картер
Дети: 4 детей
Партия: Демократическая партия
 
Военная служба
Годы службы: 1946-1953
Род войск: Военно-морские силы
Звание: лейтенент
Джимми Эрл Картер-младший (англ. James Earl Carter Jr.; род. 1 октября 1924, Плейнс, Джорджия, США – уб. 26 июня 2020, Сакраменто, Калифорния, США) – американский политический и государственный деятель, 39-й Президент США (1977-1985). Позже политический активист леволиберального толка, противник Третьей Мировой войны и один из главных лидеров движения «За Американскую Свободу» против авторитарного правления партии Новых Отцов-Основателей и Президента Росса Перо. Входит в список «Жертв репрессий американской диктатуры».

В историю США Джимми Картер вошел как прогрессивный и либеральный политик, отличившийся миротворческой политикой. Именно с его именем в США справедливо связывают наступление эпохи «Теплого мира». Однако правоконсервативные сторонники часто припоминают сторонником Картера его провальную экономическую политику, подорвавшая американскую экономику и обвиняют именно Картера в поражении США в Третьей Мировой войне.

Ранние годы

Джимми Картер родился в семье предпринимателя, занимающийся выращиванием арахиса, Джимми Эрла Картера-старшего. Будучи уроженцем Юга США Джимми с детства исповедовал баптизм. Был вторым ребенком в семье, имел старшего брата и двух младших сестер. После окончания Технологического института Джорджии и Военно-Морской академии пошел на службу на флот офицером-подводником. Упорный труд Картера привлек внимание адмирала Хаймана Риковера и тот был отобран для программы внедрения и эксплуатации экспериментальных подводных лодок. Службу окончил старшим приемочной команды АПЛ USS Seawolf (SSN-575). Вышел в отставку в 1953 году после семи лет службы.

После отставки вернулся в Плейнс и продолжил сельскохозяйственный бизнес. Вскоре начал принимать участие в общественно-политической жизни своего округа: стал членом окружного совета по делам образования, а позже и возглавил совет.

Политическая карьера Картера началась в 1962, когда он впервые был избран в Сенат Джорджии. После переизбрания в 1964 принял участие уже в губернаторских выбора в 1966, но потерпел неудачу. Однако уже на следующих выборах 1970 года одержал уверенную победу и стал губернатором Джорджии.

Президентская кампания 1976

Президентским выборам 1976 года предшествовал один из крупнейших политических скандалов в истории США – «Уотергейт». Президент Ричард Никсон досрочно ушел в отставку, и его Вице-президент Джеральд Форд баллотировался на собственный срок.

Джимми Картер объявил о выдвижении своей кандидатуры на президентский пост 12 декабря 1975 года. Основным шансом на выдвижение от Демократической партии для Картера стала победа над губернатором Алабамы Джорджем Уоллесом на праймериз в южных штатах. Уоллес был консервативным расистом, приверженцем старых порядков и до последнего сопротивлялся отмене сегрегационных законов. Картер решил сделать ставку на прогрессивно-реформаторскую риторику, рассчитывая на голоса чернокожих и просто либерально настроенных. Кампании «Нового Юга» Картера помогли член Палаты Представителей из Джорджии Э. Янг и мэр Детройта Колумэн Янг. В целом Картер достиг своих целей, Уоллес победил лишь в Алабаме и Миссисипи, и получил номинацию от Демократической партии. Своим Вице-президентом Картер выбрал либерального сенатора из Миннесоты Уолтера Мондейла. Процесс либерализации Демократической партии начался еще при Президенте Джоне Кеннеди, однако замедлился после его смерти. Именно при Картере этот процесс окончательно завершился, и партия стала той леволиберальной силой, которой является и сегодня.

От Республиканской партии Картеру противостоял действующий Президент Джеральд Форд. Ранее неизвестный на общенациональном уровне Джимми Картер решил этот свой недостаток он решил превратить в преимущество. Помилование Никсона Фордом сильно подкосил его рейтинг и общее недовольство элитой делало Картера, человек из регионов более предпочтительным для избирателей. 2 ноября 1976 Джимми Картер одержал победу над Джеральдом Фордом со счетом 297/240 в коллегии выборщиков.

Миротворческие стремления Президента Картера были понятны уже во время инаугурационной речи:

«Мы твёрдо намерены проявлять настойчивость и мудрость в своём стремлении к ограничению арсеналов оружия на Земле теми пределами, которые необходимы для обеспечения собственной безопасности каждой страны. Соединённые Штаты в одиночку не могут избавить мир от ужасного призрака ядерного уничтожения, но мы можем и будем сотрудничать в этом с другими»

Президентство

Внутренняя политика

Внутренняя политика Президента Джимми Картера осуществлялась с либерально-демократических позиций. Он обещал американцем снижение налогов и введение единой системы социальной поддержки, однако экономический кризис и высокие цены на нефть не позволили ему совершить свои реформы. Экономика продолжала стагнировать, безработица и уличная преступность расти, а любые попытки провести хоть какие-то реформы терпели неудачу.

Внешняя политика

Begin Carter and Sadat at Camp David 1978 wiki

Менахем Бегин, Джимми Картер и Анвар Садат в Кэмп-Дэвиде. 1978 год

В тоже время внешняя политика Картера наоборот была крайне успешной. Его миротворческий курс практически не встречал никакого сопротивления.

Уже в 1978 на встрече в Кэмп-Дэвиде с президентом Египта Анваром Садатом и премьером Израиля Менахемом Бегином Картеру удалось примерить две ближневосточные страны. При этом США удалось уговорить Израиль вернуть Синайский полуостров под контроль Египта.

Отдельным пунктом нужно назвать соглашения с СССР. Уход в отставку Брежнева и приход к власти Дятлова сначала напугало мировую общественность, но после его заявления о продолжения внешней политики своего предшественника общественность успокоилась. Ироничен тот факт, что и Картер, и Дятлов подписали уже готовое соглашение ОСВ-II, а все переговоры по ним велись их предшественниками. Политика разрядки между державами была продолжена и вскоре отношения между США и СССР достигли своего максимума: державы объединяются для решения конфликтов в Афганистане и Иране, а также для совместного освоения космоса, миссии «Союз-Аполлон» начали организовываться на постоянной основе. При Картере также произошёл захват заложников в американском посольстве в Тегеране, тогда на помощь США пришли советские десантники. Позже Картер совершил визит на Олимпиаду в Москву.

Успехи в советско-американских отношения оставили серьезный след на западной поп-культуре 1980-ых, что вошло в историю как Sovietwave (Советская волна). А в политике этот период вошел в историю как Теплый мир. Во многом этому способствовала зародившаяся личная дружба между Дятловым и Картером.

После отставки 

Конституция США не позволяет одному лицу занимать пост Президента США более двух сроков подряд, поэтому в 1984 Картер уже не мог баллотироваться. Уходящий президент с радостью принял участие в кампании своего Вице-президента Уолтера Мондейла, который стремился стать преемником своего шефа. Как и против самого Картера в 1980 года, против Мондейла в 1984 от Республиканской партии баллотировался Рональд Рейган. Опыт Картера понадобился Мондейлу, однако аналогичного результата не дал. Если в 1980 под конец кампании уже мало кто сомневался в переизбрании Картера, то в 1984 интрига сохранялась до последнего дня. И эта интрига была оборвана терактом Стражей Исламской Революции на избирательных участках в Нью-Йорке в день выборов. В итоге результаты выборов в штате были аннулированы, и никто из кандидатов не набрал необходимое количество голосов выборщиков. Палата Представителей избрала Мондейла Президентом, но Вице-президентом был избран Сенатом Джордж Буш-старший.

После отставки занялся преподавательской деятельностью в Университете Эмори в Атланте. Для осуществления благотворительной и активисткой деятельности, совместно со своей женой Розалиной, Джимми Картер основал неправительственный институт Центр Картера.

Ухудшающаяся экономическая ситуация и постепенные осложнения в советско-американских отношениях вызвали конфликт между Президентом Мондейлом и Вице-президентом Бушем. Картер вел активистскую кампанию в поддержку Мондейла и сам был частым гостем политических ТВ-шоу.

После досрочной отставки Мондейла в 1987, кампания переключилась на противостояние Президенту Бушу. К кампании также присоединились сам экс-президент Мондейл, экс-госсекретарь Джеральдин Ферраро и дочь Мондейла Элинор Мондейл, избранная в Палату Представителей США. Буша критиковали за бессмысленную конфронтацию с Советским Союзом.

В 1992 Центр Картера оказывал поддержку кампании Билла Клинтона на президентских выборах, но Буш смог победить при помощи право патриотической риторики. С самого начала Третьей Мировой войны выступал против боевых действий и призывал к немедленным переговорам. Картер даже сам предпринял попытку провести мирные переговоры с Дятловым в Москве, используя старые дружеские связи.

Выборы 1996

Военная кампания США в Третьей Мировой войне складывалась не в их пользу. Сказывалось военно-техническое отставание и экономическая разруха 1980-ых. Буш пытался возложить ответственность за свои неудачи на Картера и Мондейла, но это у него не получалось.

По Конституции Джордж Буш-старший не мог баллотироваться в 1996, но используя собственное влияние в Конгрессе и Верховном суде, он развернул конституционную реформу и отменил ограничения на количество сроков. Аргументировал он это тем, что в условиях продолжающейся Третей Мировой необходима крепкая единая власть. Однако народ это в целом не оценил и рейтинг Буша стал падать. Было очевидно, что Буш не одержит победу и была необходимость в коалиции. Тогда он предложил Клинтону пост Вице-президента и объединение республиканцев и демократов в коалицию «Национальный союз» на время войны.

Несмотря на непопулярность данной идеи, Клинтон ответил согласием. Это стало поводом для разрыва с Центром Картера. Тогда либеральные избиратели стали призывать Картера баллотироваться на третий срок как независимый кандидат. Вскоре в Федеральной избирательной комиссии была зарегистрирована инициативная группа для выдвижения Картера, а по ТВ появилась агитационная реклама с лозунгом; «Третий срок? Только для Картера». Однако сам Картер объявил, что хоть и не поддерживает решение Демократической партии и Клинтона о коалиции, но баллотироваться на третий срок не намерен, т.к. уважает демократические традиции и не намерен их нарушать даже при изменении в Конституции.

После 1996. Борьба с Новыми Отцами-Основателями

Несмотря на отказ баллотироваться в 1996 Картер продолжил свою активистскую деятельность.

В 1997 Президент Буш принял решения назначить и.о. госсекретаря Кондолизу Райс для мирных переговоров с Советским Союзом. Как один из главных специалистов по СССР и Восточной Европе она не могла не знать о личной дружбе Картера с Дятловым, посему предложила посодействовать в переговорах. Картер вновь прилетел в Москву для неофициальных переговоров с Дятловым. В итоге это сделало возможным Пасхальное перемирие. Позже Дятлов месяц провел в Москве на неофициальных переговорах с советским лидером, параллельно Парижским мирным переговорам.

После импичмента Бушу-старшему в 1998 Вице-президент Билл Клинтон стал Президентом. «Национальный союз» распался, а в 2000 Клинтон вновь вернул Демократов в большую политику. После 4 лет разрыва он пошел на мировую с Центром Картера.

Обрушение рейтинга Республиканской партии начали вызывать серьезные изменения в устоявшемся политическом ландшафте США. Реформистская партия, Либертарианская партия и Партия налогоплательщиков объединились в Партию Новый Отцов-Основателей. Еще более радикальную партию, чем республиканцы. В самой Республиканской партии начался кризис, вызванный оттоком некоторых крупных политиков. В 2004 Билл Клинтон проиграл выборы кандидату от Новых Отцов-Основателей Россу Перо.

Буквально сразу Новые Отцы-Основатели показали свое истинное лицо. Президент Росс Перо ввел авторитарный режим. Республиканская партия окончательно развалилась и недолгий период трехпартийности в США окончился. Демократическая партия стала единственной сильной оппозицией Новым Отцам-Основателем. Центр Картера стал связующем звеном в движении «За Американскую Свободу», за что сам Картер был уволен из Университета Эмори.

В 2008 году оказывал поддержку кампании Кондолизы Райс, которая баллотировалась на пост Президента от Демократов, но вновь потерпели неудачу.

Центр Картера регулярно проводил антиправительственные шествия против авторитарного правления Новых Отцов-Основателей, обращая внимание на систематические нарушения прав человека режимом. Протестовал против издевательств и пыток над политзаключенными в Гуантанамо, против неорасизма, антисемитизма и возрождения сегрегационных законов в США. Оказывал юридическую поддержку своим активистам и помощь при эмиграции в Канаду, там ими занимался уже Фонд Клинтонов. Составил «Список жертв американской диктатуры», в который вошли погибшие при невыясненных обстоятельствах известные противники режима, такие как актриса и лидер движения «Голливуд против диктатуры» Анжелина Джоли вместе со своим мужем Бредом Питом, сенаторы Барак Обама и Берни Сандерс и другие.

В 2005 прибыл с личным визитом в СССР на похороны Игоря Дятлова.

Убийство

В начале 2020 года США решила пойти на окончательную аннексию Пуэрто-Рико. Само население Пуэрто-Рико уже давно стремилось к независимости, т.к. опасалась репрессий Новых Отцов-Основателей. В результате конфликта между властями США и Пуэрто-Рико было решено провести референдум об окончательном статусе Пуэрто-Рико, в который было включено три варианта ответа: Обретение Пуэрто-Рико статуса штата США/Сохранение статуса не инкорпорированной территории США/Обретение Пуэрто-Рико полной независимости. Федеральная избирательная комиссия США объявила официальные результаты референдума: 94%/1%/5%, однако народ вышел на протесты, назвав результаты референдума сфальсифицированными. Парламент Пуэрто-Рико результаты не признал и принял декларацию о независимости Пуэрто-Рико. В ответ на эти действия США ввели свои войска.

Центр Картера поднял своих сторонников на протесты против решения властей США. 26 июня 2020 должен был состоятся большой митинг против репрессий Новых Отцов-Основателей в Сакраменто, на которым должен был выступить и сам Картер, но он был убит. Три огнестрельных ранения в грудь нанес Джимми Картеру член молодёжной парамилитаристской 

организации Новых Отцов-Основателей «Верные дети Америки» Джонатан Клейб.

Убийство Джимми Картера стало причиной для социального взрыва и массовых уличных погромов. В ответ на убийство Картера 17 июня в соседней Неваде был убит наиболее вероятный кандидат в Президенты от Новых Отцов-Основателей сенатор Рэнд Пол, сын Вице-президента и Президента США после смерти Росса Перо Рона Пола.

Семья     

Со своей женой Розалиной Джимми Картер женился в 1947 году и находился с ней в браке до своей смерти. В отличае от большинства Первых леди, Розалина политически активна и часто выступала общественных мероприятиях. Сейчас она возглавляет Центр Картера и продолжает его активистскую кампанию против Новый Отцов-Основателей.

В браке родилось 4 детей. Сейчас все они проживают в Канаде.