ФЭНДОМ

Всесла́в Брячисла́вич (Всесла́в Ве́щий, Всесла́в Чароде́й; умер 14 (21) апреля 1101) — князь полоцкий

Всеслав Полоцкий

с 1044 года, единственный представитель полоцкой ветви Рюриковичей на киевском великокняжеском престоле (1068—1069). Известен своей силой, способность превращаться в волка, а также тем, что был могущественным магом.

Биография

Сами обстоятельства рождения Всеслава Полоцкого (ок. 1029 года), знаменитого древнерусского ликантропа, носят сверхъестественный характер; утверждается, что мать родила его от «волхования», то есть колдовства. Сам Всеслав, судя по всему, также был могущественным колдуном, и его  способности были связаны не с проклятием или укусом другого оборотня (тем более что в его окружении других оборотней не было), а с тем, что он сознательно при помощи магии стал оборотнем-волколаком также, как Ласло Дракул после обучения в Схоломансе колдовским путем стал вампиром. Это объясняет и то, почему Всеслав отличался удивительно адекватным (по меркам волка-оборотня) поведением.

Взойдя на престол в 1044 году, Всеслав быстро показал себя способным правителем, покорив языческие племена литовцев, латгалов, ливов, а в 50-60-ые годы. Хотя сам Всеслав номинально был христианином и покровительствовал православию в Полоцке, выстроив там храм Святой Софии, это не мешало ему тайно поддерживать языческие мятежи ободритов (1066 год) и шведов (1067 год) против христианизации. В 1068 году, когда восставшие киевляне освободили Всеслава из заточения, в Киеве был убит новгородский епископ Стефан. Надо полагать, что Всеслав, практиковавший «волхование», то есть колдовство, относился без симпатии к христианству как к учению, запрещавшему его, хотя вовсе и не обязательно был язычником сам (русские язычники сами практиковали сожжение волхвов).

С 1065 года Всеслав враждует со своими родственниками, христианами-Ярославичами, правящими остальной Русью. Война идет с переменным успехом — так, в 1067 году Всеслав совершил победоносный поход на Новгород, но был разбит на Немиге Ярославичами и вероломно заточен в киевский «поруб» (тюрьму). Позднее был объявлен князем горожанами, недовольными отказом Ярославичей вооружить их для сопротивление кочевникам-половцам, но после того, как Изяслав Ярославич вернулся в Киев с войсками союзной христианской Польши, бежал в родной Полоцк, вернул себе власть над ним и правил им до самой смерти (1101 год), продолжая периодически вести боевые действия с наследниками Ярослава. 

Источники приписывают Всеславу способность оборачиваться зверем и колдовать, а также невероятную физическую силу. Также правление Всеслава в Полоцке сопровождалось загадочными событиями (1092 год): «Предивное чудо явилось в Полоцке в наваждении. Ночью стоял топот, что-то стонало на улице, рыскали бесы, как люди. Если кто выходил из дома, тотчас невидимо уязвлен бывал бесами язвою и от того умирал. Затем начали и днем являться на конях, а не было их видно самих, но видны были коней копыта. И было знамение в небе — точно круг посреди неба превеликий»  (Повесть Временных лет). После смерти Всеслава Полоцкое княжество быстро пришло в упадок и утратило влияние на общерусскую политику, а в XIII веке было постепенно поглощено усилившейся Литвой.