ФЭНДОМ

Солдаты РПА на присяге

Отряд Русской Повстанческой армии на присяге.

Ничто не окончено, пока Россия не победила! (Дмитрий Бриллиант перед казнью, 1955-й)

В 1940-м году Россия прекратила свое существование в привычном облике единого государства и единого общества. Стремительный и беспощадный удар армий Франции, Польши, Скандинавии, Италии и Румынии не оставил ослабленной Свободной республике и шанса на победу. Отчаянная борьба только растянула, и то ненадолго. мучительную агонию последнего социалистического государства на Земле. К лету 1940-го "Очищение" завершилось полным разгромом вооруженных сил Свободной республики и изгнанием их жалких остатков за Волгу, куда и устремились многие тысячи беженцев, влекомые желанием наладить новую жизнь подальше от французов. Разумеется, большинство жителей Европейской России остались там, в силу самых разных причин. Кто-то искренне рассчитывал выдвинуться в люди, пойдя на сотрудничество с новой властью; таким, например, был нарнач Андрей Власов. Конечно, их было меньшинство: только определенный процент людей был готов на такое. Большинство же попросту боялось резких перемен, не хотело покидать обжитых мест, боялось вступить в конфликт с оккупационными войсками и новой жандармерией. 

Но были и другие люди. Они сознательно выбрали остаться на оккупированной земле, но не для службы захватчикам или ради спокойствия. Они выбрали путь борьбы с оккупантами - стали Русским сопротивлением, деятельности которого и посвящена эта статья. 

Истоки сопротивления

Успешность атаки реваншистов на Свободную республику оказала мощнейшее воздействие на жителей России. 

Самые значимые организации

Русская Повстанческая армия

Мы скажем о вас нашим детям и внукам; они поймут, что вы жили любовью к тому, что воистину стоит любить; они поймут, что вы умерли за то, за что воистину стоило умереть. (Евгений Коновалец)
Андреевский флаг

Андреевский флаг, символ РПА.

Безусловно самой крупной, сильной и влиятельной группировкой Сопротивления является Русская Повстанческая армия, созданная в марте 1942 года в окрестностях Москвы. В ту памятную ночь около Боровска собралось 26 человек, в основном то были представители младшего командного состава Свободной республики - те из них, кто не перешел на сторону врага, отказался уходить за Волгу или спокойно вести мирную обывательскую жизнь. Их лидером был майор Александр Викторович Герман, самый старший по званию и наиболее решительно настроенный по отношению к захватчикам. В свое время А.В. Герман был в составе небольшой инициативной группы слушателей Военной академии имени Разина, пытавшихся разработать тактику ведения войны на занятой противником территории. И хотя начальство тогда отнеслось к их занятиям чрезвычайно критично и свысока. теперь Герману и оставшимся его друзьям выпал горький шанс испытать заранее продуманную теорию на практике. 

Именно 15 марта, поздней ночью, группка заговорщиков сформулировала, хоть и кратко, цели и задачи всего русского национально-освободительного движения.  Во-первых, борьба должна была вестись вплоть до полного изгнания врагов с земель, принадлежавших Свободной республике; во-вторых, надлежит стремиться к объединению всех патриотических сил, верных присяге и народу; в-третьих, воевать с противником следует любыми средствами, поскольку противная сторона совершенно ничем не брезгует в своем стремлении к мировому господству. Члены Армии должны быть готовы не только убивать, но и быть убитыми; не только стрелять в вооруженных врагов, но и не давать спуску "мирному" населению противника, которое при первой же возможности станет снова враждебным - именно такую жестокую, беспощадную логику подсказывали первые года оккупации. Александр Викторович Герман тогда уже установил, что набор людей в РПА должен быть строгим, но не жестоким; чрезвычайно важно создать крупную сеть, охватывающую не только Восточное царство, но и его окрестности. Наконец, любая идеологическая рознь недопустима, должна строжайше пресекаться: единственной идеологической платформой РПА Герман считал ее преданность Родине и неучастие в любых политических дебатах. 

Герман АВ

Александр Герман, "отец" Русской Повстанческой армии, 1942-й.

С марта 1942 года и до октября 1946-го Русской армией командовал ее основатель, Александр Герман, при котором ее история и началась. Первоначально были созданы ячейки сопротивления в Курске, Брянске, Пскове и некоторых других крупных городах, близких к Волге - естественной водной преграде, которую французы избрали границей между Ойкуменой и "дикими землями". Рядовые участники Русской Повстанческой армии создавали ячейки, агитировали людей и готовились перейти к подпольной борьбе собственными силами.  Одним из первых выдвинулся Евгений Коновалец - солдат Свободной республики, отказавшийся слагать оружие и добровольно вступивший в организацию в 1943-м. Сам Александр Викторович, взявший себе псевдоним "Старик", занялся налаживанием связей с Восточной землей, стараясь привлечь к делу борьбу правителей пост-российского пространства. Здесь стоит сказать, что первоначально дело Германа не нашло живого отклика у остальных: слишком свеж в памяти был разгром Свободной республики, Французская мощь впечатлила всеж россиян, казалось, что такой Империи попросту невозможно противостоять с надеждой на успех. К тому же, далеко не каждое квазигосударственное образование было вообще настроено на ведение борьбы: Идель-Урал хотел союза с французами, Бурятия ушла в изоляцию, а Дальневосточная республика была слишком далеко от таких событий. Впрочем, какую-то помощь РПА таки получила от Георгия Мересьева, Северной республики и других правителей: порох, вооружение, другие припасы. И хотя большую часть снаряжения приходилось добывать другим способом, Герману удалось убедить себя и остальных, что дело Сопротивления отнюдь не мертво, как в этом пытаются убедить своих покровителей Власов и его сообщники. 

Первые бои РПА начались с 18 декабря 1942, когда впервые был нанесен удар по Восточному царству. Группа диверсантов под командованием самого Германа организовала крушение состава из Франции, перевозившего 20 новых барелей Власову. Значимость этого события объясняется даже не прямым материальным ущербом, а моральной стороной: дело в том, что уже 10-го декабря Андрей Власов по всем официальным печатным изданиям поспешил уверить, что на торжественном параде в честь Рождества Христова 25-го числа будут участвовать присланные французами новейшие барели, призванные показать не только вечную дружбу Франции и Востока, но и силу Добровольческой армии. Маршал Власов хотел устрашить барелями население, но получилось в итоге совершенно наоборот: первое свидетельство слабости режима и его неумения контролировать ситуацию. Парад пришлось проводить без барелей, поскольку французы, воевавшие с Америкой, отказались еще раз поделиться машинами, а бойцы Армии получили уверенность в своих силах.

Братство Западной России

Только смелость и твердая воля творят большие дела. Только непреклонное решение дает успех и победу. Будем же и впредь, в грядущей борьбе, смело ставить себе высокие цели, стремиться к достижению их с железным упорством, предпочитая славную гибель позорному отказу от борьбы (Виталий Волчок)
Братство Западной России

Флаг Братства Западной России.

Значительная часть земель Свободной республики отошла Польше, которая на волне удивительного восстановления державности в 1943-м году нареклась Великой Речью Посполитой многих народов. Константин Рокоссовский достиг своей мечты, своего сокровенного желания: он стал владыкой Восточной Европы, полноправным союзником Парижа и, по-сути, представителем стратегических интересов Ойкумены во всем регионе. Исполнение главной цели жизни и объем обрушевшейся на него власти вскружили голову Начальнику государства польского, похожий эффект испытало и его близкое окружение. На присоединенных восточных территориях был установлен строжайший репрессивный режим; жители бывшей Свободной республики законодательно поражались в большинстве прав, а поляки получали почти что все преимущества перед ними. Согласно исследованиям специалистов по праву, положение коренных жителей в составе Речи Посполитой было стабильно худшим по сравнению с угнетенными аборигенами Восточного царства, поскольку поляки смогли организовать несравненно более жесткий, прямой и постоянный контроль над ними. 

Разумеется, такое положение дел быстро породило сопротивление со стороны жителей бывшего Западного края. Робкие попытки мирной борьбы путем организации бойкота товаров из Польши или демонстраций почти что моментально потонули в крови, которую польская администрация лила без зазрения совести, вооружившись методичками Государственной гвардии и регуляторов. Жестокость и беспринципность захватчиков диктовали другие методы борьбы, и самые решительные среди жителей были готовы к ним прибегнуть. Независимо от Русской Повстанческой армии, в Киеве в апреле 1943-го года собрались бывшие военнослужащие Свободной армии и украинско-беларуские деятели, пользовавшиеся при былом режиме льготами, властью и расположением, всего около 20 человек. Главным зачинателем собрания стал бывший председатель Полтавского обкома Сидор Артемьевич Ковпак, а проходило оно на квартире Екатерины Зарицкой. 

Дружина Михаила Архангела

Я действительно говорю, что зла слишком много. Зло без борьбы не отдает своих пленников - нужно воевать, бороться и сражаться!

Ведь церковь земная, что продолжает дело Спасителя, в творениях Святых отцов церкви, именуется воинствующей. "Я принес не мир, но меч!" - и Слово, Слово Спасителя, есть действительно обоюдоострый меч.

И Господь.. Благословляет эту войну! (Отец Гермоген)
Флаг Дружины Гермогена

Стяг Дружины архангела Михаила.

Отъявленный атеизм Российской Народной Республики, возведенный в абсолют при правлении Тимофея Богданова, казалось, должен был полностью искоренить религиозное чувство у подавляющего большинства населения. Уничтожались или переквалифировались храмы с соборами, затруднялось получение профильного образования, поддерживалось сектантство и поощрялся открытый отказ от любых религиозных принципов в личной и публичной жизни.  В принципе, комиссар народного просвещения не был далек от цели... Но французское вторжение попросту перечеркнуло все его долгоиграющие планы. "Очищение" и все последующие события привели к стремительному и основательному возрождению религиозного элемента в российском и пост-российском обществах, причем порой этот ренессанс принимал самые чудные формы. Здесь можно упомянуть главным образом эсхаталогическую Русскую Национальную Церковь Последних дней, проповедовавшую ненависть к оккупантам и борьбу с ними любой ценой. Простое и находящее живой отклик среди угнетенных масс учение словно ждало мессию, готового вооружиться им и повести за собой на сражение верную паству. 

И таковой пастырь нашелся быстрее, чем думалось многим. Уже в 1947-м году в районе нижнего Поволжья появляется некий отец Гермоген - мужчина, явно принадлежавший в прошлом к православной церкви, но радикализовавшийся и готовый теперь на все. 

Красные стрелы

Лучшее завтра для людей уже буквально на горизонте, нам осталось лишь сделать последний шаг и зажечь звезду пленительного счастья на небосклоне. (Иван Гончаренко)
КС

Символ Красных стрел.

Идеология социализма начала проникать в Россию с 1840-х годов; она попала в свободолюбивую и относительно демократичную среду позднеякобинской республики, нашла отклик у значительной части интеллигенции и зарождающегося рабочего класса. Левые идеи оказались весьма популярны, они находили здесь не только поклонников, но и  К 1919-му году эти политические силы были достаточно многочисленные и сплочены, чтобы взять на себя управление огромной страной и удержать его вплоть до лета 1940-го, переживя при этом активную партийную борьбу и постоянные переосмысления идеологии. Катастрофическое падение Свободной республики и позорное самоубийство Тимофея Богданова, конечно же, моментально уничтожили популярность всех народников; однако на пост-российском пространстве остались симпатизанты других левых идеологических течений. Cеверная республика, Уральская республика, отчасти Дальний Восток - и, конечно же, остались преданные делу социализма люди и на оккупированных территориях Восточного царства. 

Народно-освободительная армия Прибалтики

За нашу и вашу свободу! (Девиз НОАП)

Союз доно-кубанцев

Кто пули боится - в казаки не годится! (Артем Хмелов)

Роль в Русском возвращении

Последний бой

Культура