ФЭНДОМ

Византия надеется, что вы не просто умрёте за неё, потому что этого мало, на самом деле; она ожидает от вас победы. Именно поэтому каждый из вас, даже умирая, должен быть одержим только одной мыслью — как сохранить свои силы до последнего, чтобы те, кто выжили, могли победить. И вы победите, я больше чем уверен в этом. (Элефтериос Венизелос)
Ромеи, теперь мы должны доказать, что мы достойны наших предков и свободы, которую они дали нам. Бороться за Отечество, за наших жён, за наших детей, за нашу веру и за наши священные традиции. Теперь, прежде всего, бороться. (Иоаннис Метаксас)

Византийская империя (греч. Βυζαντινή Αυτοκρατορία), или Византия (греч. Βυζάντιο), официально Ромейская империя, или (Восточная) Римская империя (греч. Βασιλεία Ῥωμαίων); до 1922 года Королевство Греция (греч. Βασίλειον τῆς Ἑλλάδος) — государство в восточном Средиземноморье, занимающее территории Балканского и Малоазиатского полуостровов, а также многочисленных островов. Омывается Эгейским (включая Икарийское и Фракийское моря) и Мраморным морями в центре, Ионическим на западе, Чёрным морем на севере, Средиземным, Критским и Кипрским морями — на юге.

Столица — Константинополь, крупнейшие города — Константинополь, Афины, Смирна, Пруса, Фессалоники, Иконий, Атталия, Никея. Государственный язык — греческий, государственная религия — православие.

Византия была образована в 395 году в результате раздела Римской империи на Западную и Восточную, просуществовав до падения Константинополя в 1453 году. Независимость государства (как Греческой республики) была признана 25 марта 1821 года, а 26 апреля 1922 года после победы в греко-турецкой войне была возрождена Византийская, или Ромейская империя.

Византия — наследница культуры Древней Греции, считающейся колыбелью западной цивилизации, родиной демократии и западной философии, театра и современных Олимпийских игр. Богатое культурное наследие и географическое положение делают Византию одной из самых посещаемых стран мира.

Государственное устройство

Среди всех дел нельзя найти ничего столь важного, как власть законов, которая распределяет в порядке божественные и человеческие дела и изгоняет всяческую несправедливость. (Юстиниан I Великий)
Византия — унитарное государство с конституционной монархической формой правления. Нынешняя Конституция Ромеи (греч. Σύνταγμα της Ρουμανίας), принятая в 1936 году по инициативе премьер-министра Иоанниса Метаксаса, часто называемая также Конституцией Метаксаса, отличается своим консервативным и в то же время популистским характером: Византия провозглашается социальным государством, а многие социальные гарантии закреплены в основном законе.

Главой государства является император, или василевс ромеев (греч. Βασιλεύς τῶν Ρουμανών), который обладает правом назначать и увольнять премьер-министра, а также правом созывать внеочередные парламентские заседания и распускать парламент, но лишь с согласия премьер-министра.

Формально василевс является главой исполнительной власти, однако на деле та осуществляется правительством Ромеи (греч. Κυβέρνηση της Ρουμανίας), которое состоит из премьер-министра (греч. Πρωθυπουργός της Ρουμανίας) и министров (один или несколько из которых могут быть назначены вице-премьерами). Обычно правительство формируется партией, получившей большинство мест в Сенате; премьер-министром становится лидер этой партии. Правительство определяет и проводит общую политику государства в соответствии с Конституцией и законами, его министры несут ответственность за упущения, совершённые при выполнении своих функций, непосредственно перед василевсом.

Синклит Византии

Заседание Сената Ромеи

Законодательная власть принадлежит Сенату Ромеи (греч. Σύγκλητος των Ρουμανών, дословно — «синклит ромеев»), однопалатному представительному органу, который избирается путём всеобщих прямых выборов тайным голосованием сроком на 4 года. В его состав входят 400 депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства. Законопроекты, принимаемые Сенатом, должны быть ратифицированы императором.

Судебная власть является независимой от исполнительной и законодательной власти и состоит из трёх верховных судов: Кассационного суда (греч. Άρειος Πάγοςареопаг), Государственного совета (греч. Συμβούλιο της Επικρατείας) и Палаты аудиторов (греч. Ελεγκτικό Συνέδριο). Низшими судебными инстанциями являются, соответственно, эфетии, первые и мировые суды.

В административно-территориальном плане Византия делится на фемы (греч. θέμα), возглавляемые дуками; дуки вместе с советами фем осуществляют местное самоуправление в фемах. Ещё ниже фем стоят номы (греч. Νομός) и муниципалитеты. Также в состав Византии входит автономный регион Афон (Святая гора) в районе горы Афон — монашеское государство, управляемое советом из представителей 20 афонских монастырей.

Конституция провозглашает единственной государственной религией Византии православие, а главой византийской церкви — василевса.

Список императоров Византии

Портрет Имя Супруга (и) Правление Связь с предшественниками
Костя 12 Константин XII
(1868—1923)
София Прусская
(1889—1923)
18 марта 1913[1] 11 января 1923 Сын Георга I Греческого
Жора 1 Георгий I
(1890—1947)
Елизавета Румынская
(1921—1935)
11 января 1923 1 апреля 1947 Сын Константина XII
Паша 1 Павел I
(1901—1964)
Фредерика Ганноверская
(1938—1964)
1 апреля 1947 6 марта 1964 Сын Константина XII, брат Георгия I
Костя 13 Константин XIII
(р. 1940)
Ольга Георгиевна Романова
(с 1968)
6 марта 1964 Царствует Сын Павла I

Список премьер-министров Византии

     Либеральная партия      Народная партия      Рабоче-крестьянская партия      Национал-радикальная партия      Партия свободомыслящих      Народный православный призыв      Христианско-социальное движение      Беспартийные

Портрет Имя В должности Партия
93 Герой Греции Элефтериос Венизелос
(1864—1936)
23 августа 1915[2] 27 ноября 1922 Либеральная партия
94 Гунарис Димитриос Гунарис
(1866—1939)
27 ноября 1922 25 июля 1924 Народная партия
95 Калогеропулос Николаос Калогеропулос
(1853—1927)
25 июля 1924 7 октября 1924 Народная партия
96 Герой Греции Элефтериос Венизелос
(1864—1936)
7 октября 1924 27 августа 1926 Либеральная партия
97 Михалакопулос Андреас Михалакопулос
(1875—1938)
27 августа 1926 2 декабря 1926 Либеральная партия
98 Заимис Александрос Заимис
(1855—1936)
2 декабря 1926 4 июля 1928 Беспартийный
99 Герой Греции Элефтериос Венизелос
(1864—1936)
4 июля 1928 26 мая 1932 Либеральная партия
100 Византийский левачок Александрос Папанастасиу
(1876—1932)
26 мая 1932 4 ноября 1932[3] Рабоче-крестьянская партия
101 Бравый генерал Георгиос Кондилис
(1879—1936)
4 ноября 1932 16 января 1933 Национал-радикальная партия
102 Цалдарис Панагис Цалдарис
(1868—1936)
16 января 1933 30 ноября 1935 Народная партия
103 Вождь ромеев Иоаннис Метаксас
(1871—1944)
30 ноября 1935 1 марта 1944[4] Партия свободомыслящих
Беспартийный
104 Коризис Александрос Коризис
(1885—1951)
1 марта 1944 16 июня 1951[5] Беспартийный
105 Папагос Александрос Папагос
(1883—1955)
16 июня 1951 4 октября 1955[6] Народный православный призыв
106 Пипинелис Панайотис Пипинелис
(1899—1970)
4 октября 1955 4 ноября 1961 Народный православный призыв
107 Маркезинис Спирос Маркезинис
(1909—2000)
4 ноября 1961 13 декабря 1967 Народный православный призыв
108 Чёрный полковник Георгиос Пападопулос
(1919—1999)
13 декабря 1967 21 ноября 1977 Народный православный призыв
109 Андруцопулос Адамандиос Андруцопулос
(1919—2000)
21 ноября 1977 10 мая 1980 Народный православный призыв
110 Димитриадис Хризантос Димитриадис
(1933—2008)
10 мая 1980 5 июня 1985 Народный православный призыв
111 Папатемелис Стелиос Папатемелис
(р. 1938)
5 июня 1985 11 апреля 1990 Христианско-социальное движение
112 Плеврис Константинос Плеврис
(р. 1939)
11 апреля 1990 22 января 1996 Народный православный призыв
113 Цоволас Димитрис Цоволас
(р. 1942)
22 января 1996 10 марта 2004 Христианско-социальное движение
114 Карадзаферис Георгиос Карадзаферис
(р. 1947)
10 марта 2004 6 октября 2009 Народный православный призыв
115 Золотая заря Николаос Михалолиакос
(р. 1957)
6 октября 2009 26 января 2015 Народный православный призыв
116 Воридис Макис Воридис
(р. 1964)
26 января 2015 В должности Народный православный призыв

Политические партии

С 2018 года заседает очередной, XXVIII созыв Сената Ромеи, места в котором распределены следующим образом:

Выборы в Сенат XXVIII созыва (2018)
Партия Лидер Результат Места
Народный православный призыв Макис Воридис 39,7%
159 / 400
Христианско-социальное движение Фофи Геннимата 31,4%
125 / 400
Демократическое обновление Кириакос Мицотакис 8,2%
33 / 400
Армяно-ромейское движение Никол Пашинян 5,3%
21 / 400
Эллинистская партия Аристотелис Каленцис 3,7%
15 / 400
Православное действие Никос Зервас 3,4%
14 / 400
Братство Святого Кирилла Анба Ангелос 3,1%
12 / 400
Независимые 5,2%
21 / 400

Политические партии Византийской империи всегда играли и продолжают играть важную роль в жизни страны. Юридически в Византии действует многопартийная система, однако фактически в стране сформировалась система с доминирующей партией: с начала 50-х годов прошлого века правительство формирует партия «Народный православный призыв»; лишь дважды кабинет формировала оппозиционная партия — Христианско-социальное движение. Помимо двух крупнейших партий в Византии действуют ещё несколько десятков партий и коалиций, регулярно представленных в парламенте и имеющих возможность влиять на политику больших партий.

  • Народный православный призыв (греч. Λαϊκός Ορθόδοξος Συναγερμός; ΛΑΟΣ) — старейшая из существующих партий Византийской империи, которая на сегодняшний день является правящей политической силой в стране. Была образована в 1952 году по инициативе премьер-министра Александроса Папагоса, героя Анатолийской войны и видного деятеля диктатуры Метаксаса-Коризиса, как объединение всех консервативно-монархических сил Византии. Народный православный призыв стоит на позициях монархизма, византинизма и клерикализма, поддерживает сохранение традиционных ценностей, ведущую роль Константинопольской православной церкви в духовной жизни страны. В экономике НПП выступает за социальную рыночную экономику с большой ролью государственного патернализма, во внешней политике — за хорошие отношения с Россией при сохранении членства в Европе Отечеств.
  • Христианско-социальное движение (греч. Χριστιανοκοινωνικό Κίνημα) — одна из крупнейших по численности и влиянию (наряду с Народным православным призывом) партий Византии, которая была основана в 1953 году на базе христианских профсоюзов. Идеология Христианско-социального движения базируется на монархизме, православном клерикализме и социализме; согласно программным документам партии, подлинная социальная справедливость достижима только в христианском обществе, равно как и построение православного государства невозможно при капитализме. Социальная база ХСД — рабочий класс, часть крестьянства, интеллигенции и духовенства.
  • Демократическое обновление (греч. Δημοκρατική Αναγέννηση) — политическая партия, позиционирующая себя как наследница Либеральной партии времён Элефтериоса Венизелоса. Идеологически ДО стоит на позициях конституционного монархизма, национал-либерализма, венизелизма и умеренного эллинизма, выступает за снятие таможенных барьеров, либерализацию рынка, снижение налогов, сближение с Евросоюзом; также Демократическое обновление поддерживает расширение полномочий местного самоуправления и либерализацию в социальной и культурной сферах, в частности, отмену уголовного наказания за гомосексуализм. Основной электорат партии — интеллигенция, промышленники и крупные предприниматели, а также часть студенчества.
  • Армяно-ромейское движение (греч. Αρμενικό Ρωμαϊκό Κίνημα, арм. Հայկական Հռոմեական Շարժում) — политическая организация, выражающая интересы армянского меньшинства Византии и пользующаяся наибольшей поддержкой в Киликии, где сформировалась крупнейшая армянская община в стране. Армяно-ромейское движение стоит на консервативно-клерикальных и византинистских позициях, выступает против «эллинского доминирования», за признание армянского языка в качестве как минимум регионального, как максимум второго государственного. В своей агитации АРД часто обращается к истории средневекового византийского государства, напоминая о том, что три византийские династии имели армянское происхождение, а сами армяне занимали важное место в византийской аристократии.
  • Эллинистская партия (греч. Κόμμα Ελληνισμού) — политическая партия, которая стоит на позициях «эллинизма» — идеологии, адепты которой выступают за возрождение так называемой «греческой идентичности». По мнению лидера партии Аристотелиса Каленциса, «ромеизация» государства привела к уничтожению национальных традиций греков; эллинисты выступают за переименование страны в Империю Эллинов, уменьшение роли православной церкви, социалистическую экономику, более либеральную культурную политику. Также эллинисты являются последовательными националистами и расистами, многие из них симпатизируют греческому язычеству и оккультизму, что сближает их с французскими «новыми правыми», немецкими ариософами и скандинавскими одинистами.
  • Православное действие (греч. Ορθόδοξη Δράση) — политическое движение, основателем которого является скандально известный писатель и публицист Никос Зервас. Движение стоит на позициях православного фундаментализма, выступает за расширение полномочий василевса и Константинопольского патриархата, пересмотр законодательства империи в религиозном духе, бескомпромиссную борьбу против иноверческой, марксистской и «культурно-фашистской» пропаганды. Кроме того, Зервас известен своей крайней ненавистью к магии и сверхъестественным существам, и выступает за смертную казнь за колдовство, а также за «крестовый поход против колдунов-толкинистов и демонов-океанийцев». Православное действие поддерживает тесные связи с российским Союзом православных хоругвеносцев и аналогичными организациями в Румынии, Болгарии и Сербии.
  • Братство Святого Кирилла (греч. Αδελφότητα του Αγίου Κυρίλλου) — политическая организация, названная в честь Кирилла Александрийского и выражающая интересы коптов и арабов-христиан, проживающих в Византии. Во внутренней политике Братство придерживается консервативно-клерикальной идеологии, во внешней — выступает за последовательную территориальную экспансию путём «возвращения» Византийской империи Сирии, Палестины и Египта. В парламенте Братство Святого Кирилла обычно формирует коалицию с Армяно-ромейским движением.

Примечания

  1. До 26 апреля 1922 года — король Греции под именем Константина I.
  2. До 26 апреля 1922 года — премьер-министр Греции.
  3. Смещён в результате государственного переворота.
  4. Скончался во время пребывания на посту.