ФЭНДОМ

Старый мир неисправим, и всякая страна, отвергающая его, вносит свою лепту в дело мира, а Британия, в силу её материальной мощи и потенциальной готовности к моральному лидерству, становится основной ареной борьбы между Ветхим и Новым, в которой решится судьба цивилизации. И эта высокая судьба налагает на нас огромную ответственность, ибо мы боремся не только за спасение нашей любимой страны, — мы отвоёвываем мир для всего Человечества. (Освальд Мосли)
Полагаю, что главный грех англичан — леность. И этой лености, в той же, если не в большей степени, чем природной добродетели, мы обязаны тем, что избегаем открытого насилия против других стран. В свирепом современном мире, по правде говоря, леность начинает казаться почти добродетелью. (Джон Толкин)

Великобритания (англ. Great Britain), или Соединённое королевство (англ. United Kingdom, сокращённо U.K.), полная официальная форма — Соединённое королевство Великобритании и Северной Ирландии (англ. United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland), — островное государство на северо-западе от континентальной Европы, включающее в себя также ряд заморских территорий.

Столица — Лондон, крупнейшие города — Лондон, Бирмингем, Глазго, Манчестер, Лидс, Белфаст, Эдинбург, Ливерпуль. Официальные языки: английский (де-факто), в Уэльсе — валлийский.

Единое Королевство Великобритания образовалось в 1707 году вследствие политического объединения королевств Шотландии и Англии; но ещё ранее, в 1603 году, король Шотландии Яков VI унаследовал престолы Англии и Ирландии в порядке личной унии. В 1800 году Королевство Великобритания и Королевство Ирландия объединились, образовав Соединённое королевство Великобритании и Ирландии, которое после отделения от него в 1922 году Ирландского Свободного государства стало именоваться Соединённым королевством Великобритании и Северной Ирландии.

Государственное устройство

Британец неизменно пишет три слова с большой буквы: «Я», «Король» и «Бог». Но при этом «Я» стоит чуточку повыше «Бога», а «Король» возвышается над обоими. (Эдуард VIII)
Великобритания — децентрализованная унитарная парламентская монархия. Великобритания не имеет основного закона как единого документа — фактически неписаная конституция Великобритании состоит из собрания различных письменных источников, включая статуты, судебных прецедентов и международных договоров, наравне с конституционными обычаями. Поскольку нет никакой технической разницы между обычными статутами и «конституционным правом», парламент Великобритании может провести «конституционную реформу» просто приняв очередной закон, т. е. имеет возможность изменить или отменить практически любой письменный или неписаный элемент конституции.

Главой государства и источником исполнительной, судебной и законодательной власти в Соединённом королевстве является король (англ. King of the United Kingdom). Король назначает премьер-министра, даёт королевское согласие на билли парламента, обладает правом распускать парламент, объявлять войну и заключать мир. Фактически роль короля ограничена церемониальными функциями, однако он за собой сохраняет некоторые исключительные королевские прерогативы.

Букингем

Букингемский дворец — резиденция британского монарха

Вестминстер

Вестминстерский дворец — резиденция британского парламента

Соединённое королевство имеет парламентарное правительство, основанное на вестминстерской системе. На пост премьер-министра (англ. Prime Minister of the United Kingdom), согласно обычаю, назначается лидер партии, имеющей большинство в Палате общин и таким образом способной сформировать правительство. Кабинет министров (англ. Cabinet of the United Kingdom) назначается из числа членов партии премьер-министра в обеих палатах парламента, но в основном из Палаты общин, перед которой он ответственен. Члены кабинета приносят присягу Тайному совету (англ. Privy Council) — органу советников британского монарха.

Парламент (англ. Parliament of the United Kingdom) — высший законодательный орган королевства — состоит из двух палат. Нижняя палата — Палата общин (англ. House of Commons) — избирается населением по мажоритарным округам каждые 5 лет, однако по предложению премьер-министра монарх может досрочно распустить Палату и назначить досрочные выборы. Всего в Палату общин входит 650 депутатов. Верхняя палата — Палата лордов (англ. House of Lords) — состоит из наследственных феодалов-пэров, как духовных, так и светских, входящих в неё в соответствии со своим наследственным правом и имеющих право отлагательного вето на любые решения Палаты общин.

Великобритания не имеет единой судебной системы и поделена на три раздельные юрисдикции, представленные судебной системой Шотландии, судами Северной Ирландии и судами Англии. В соответствии с судебной реформой 2005 года был создан Верховный суд (англ. Supreme Court of the United Kingdom); он является высшей апелляционной инстанцией для судов всех уровней Англии, Уэльса и Северной Ирландии, и лишь по гражданским делам — в судах Шотландии.

Административно Великобритания делится на четыре страны (англ. country) — Англию, Шотландию, Уэльс и Северную Ирландию, а те, в свою очередь, подразделяются на 72 графства (англ. shire или county). Кроме того, юридически не входят в состав Соединённого королевства, однако имеют с ним договорные отношения т. н. коронные владения (англ. Crown Dependencies) — Нормандские острова и остров Мэн.

Список монархов Британии

Портрет Имя Супруга (и) Правление Связь с предшественниками
Гоша 5 Георг V
(1865—1936)
Мария Текская
(1893—1936)
6 мая 1910 20 января 1936 Сын Эдуарда VII
Эд 8 Эдуард VIII
(1894—1972)
Ольга Николаевна Романова
(1921—1972)
20 января 1936 28 мая 1972 Сын Георга V
Гена 9 Генрих IX
(1900—1974)
Алиса Монтегю-Дуглас-Скотт
(1935—1974)
28 мая 1972 10 июня 1974 Сын Георга V, брат Эдуарда VIII
Рич 4 Ричард IV
(р. 1944)
Анна-Мария Датская
(с 1964)
10 июня 1974 Царствует Сын Генриха IX

Список премьер-министров Британии

     Либеральная партия      Консервативная партия      Лейбористская партия

Портрет Имя В должности Партия
52 Асквит Герберт Генри Асквит
(1852—1928)
5 апреля 1908 5 декабря 1916 Либеральная партия
53 Ллойд Джордж Дэвид Ллойд-Джордж
(1863—1945)
6 декабря 1916 19 октября 1922 Либеральная партия
54 Бонар Лоу Эндрю Бонар Лоу
(1858—1923)
23 октября 1922 20 мая 1923 Консервативная партия
55 Болдуин Стэнли Болдуин
(1867—1947)
22 мая 1923 22 января 1924 Консервативная партия
56 Макдональд Рамсей Макдональд
(1866—1937)
22 января 1924 4 ноября 1924 Лейбористская партия
57 Болдуин Стэнли Болдуин
(1867—1947)
4 ноября 1924 4 июня 1929 Консервативная партия
58 Макдональд Рамсей Макдональд
(1866—1937)
5 июня 1929 7 июня 1935 Лейбористская партия
59 Мосли Освальд Мосли
(1896—1980)
7 июня 1935 20 июня 1945 Лейбористская партия
60 Толкин молодой Джон Толкин
(1892—1973)
20 июня 1945 26 октября 1951 Консервативная партия
61 Честертон-кузен Артур Честертон
(1899—1973)
26 октября 1951 9 января 1957 Лейбористская партия
62 Нарниец Клайв Стейплз Льюис
(1898—1963)
10 января 1957 22 ноября 1963[1] Консервативная партия
63 Толкин Джон Толкин
(1892—1973)
23 ноября 1963 2 сентября 1973[2] Консервативная партия
64 Реки крови Энох Пауэлл
(1912—1998)
4 сентября 1973 5 апреля 1976 Консервативная партия
65 Джордан Колин Джордан
(1923—2009)
5 апреля 1976 4 мая 1979 Лейбористская партия
66 Тиндалл Джон Тиндалл
(1934—2005)
4 мая 1979 9 июня 1983 Лейбористская партия
67 Толкин-младший Кристофер Толкин
(р. 1924)
9 июня 1983 28 ноября 1990 Консервативная партия
68 Ирвинг Дэвид Ирвинг
(р. 1938)
28 ноября 1990 2 мая 1997 Лейбористская партия
69 Мосли-младший Макс Мосли
(р. 1940)
2 мая 1997 27 июня 2007 Лейбористская партия
70 Гриффин Ник Гриффин
(р. 1959)
27 июня 2007 13 июля 2016 Лейбористская партия
71 Рис-Могг Джейкоб Рис-Могг
(р. 1969)
13 июля 2016 В должности Консервативная партия

Действующие члены Кабинета министров

     Консервативная партия      Ольстерская юнионистская партия

Портрет Имя Должность Вступление в должность Партия
Рис-Могг Джейкоб Рис-Могг
(р. 1969)
Премьер-министр
Первый лорд казначейства
13 июля 2016 Консервативная партия
Кэмпбелл-Баннерман Дэвид Кэмпбелл-Баннерман
(р. 1960)
Лорд-канцлер 11 июня 2017 Консервативная партия
Эванс-Бауэс-Парк Натали Эванс, баронесса Эванс Бауэс-Паркская
(р. 1975)
Лорд-председатель Совета
Лидер Палаты лордов
14 июля 2016 Консервативная партия
Баттен Джерард Баттен
(р. 1954)
Лорд-хранитель Малой печати
Лидер Палаты общин
14 июля 2016 Консервативная партия
Джесс Норман Джесс Норман
(р. 1962)
Канцлер казначейства
Второй лорд казначейства
13 июля 2016 Консервативная партия
Боря Борис Джонсон
(р. 1964)
Министр иностранных дел 13 июля 2016 Консервативная партия
Найджел Найджел Фарадж
(р. 1964)
Министр внутренних дел 13 июля 2016 Консервативная партия
Уоллес Бен Уоллес
(р. 1970)
Министр обороны 2 ноября 2017 Консервативная партия
Фокс Лиам Фокс
(р. 1961)
Председатель Торгового совета 13 июля 2016 Консервативная партия
Гоув Майкл Гоув
(р. 1967)
Канцлер герцогства Ланкастерского 8 января 2018 Консервативная партия
Сказочница Джоан Роулинг
(р. 1965)
Министр образования 14 июля 2016 Консервативная партия
Доррис Надин Доррис
(р. 1957)
Министр здравоохранения 9 июля 2018 Консервативная партия
Литтл-Пенгелли Эмма Литтл-Пенгелли
(р. 1979)
Министр труда и социальной защиты 16 ноября 2018 Ольстерская юнионистская партия
Вильерс Тереза Вильерс
(р. 1968)
Министр окружающей среды и сельского хозяйства 11 июня 2017 Консервативная партия
Шэппс Грант Шэппс
(р. 1968)
Министр транспорта 14 июля 2016 Консервативная партия
Доддс Найджел Доддс
(р. 1958)
Министр по делам Северной Ирландии 14 июля 2016 Ольстерская юнионистская партия
Алистер Алистер Джек
(р. 1963)
Министр по делам Шотландии 24 июля 2019 Консервативная партия
Д.И.Джонс Дэвид Иан Джонс
(р. 1952)
Министр по делам Уэльса 14 июля 2016 Консервативная партия
Дауден Оливер Доуден
(р. 1978)
Генеральный казначей 23 мая 2019 Консервативная партия

Политические партии

С 2016 года действует очередной, 56-й созыв Палаты общин Парламента Великобритании, в котором места распределились следующим образом:

Выборы в Палату общин LVI созыва (2016)
Партия Лидер Результат Места
Консервативная партия Джейкоб Рис-Могг 50,8%
330 / 650
Лейбористская партия Адам Уокер 35,7%
232 / 650
Шотландская национальная партия Джеки Стоукс 8,6%
56 / 650
Ольстерская юнионистская партия Арлин Фостер 2,6%
17 / 650
Партия вигов и радикалов Джордж Галлоуэй 1,2%
8 / 650
Партия Уэльса Адам Прайс 0,5%
3 / 650
Национал-коммуналистская партия Трой Саутгейт 0,2%
1 / 650
Мерсийская лига Генри Болтон 0,2%
1 / 650
Независимые 0,4%
2 / 650

Великобритания — государство, в котором традиционно сложилась двухпартийная система: партия, победившая на парламентских выборах, формирует правительство, в то время как партия, оказавшаяся на втором месте по числу голосов, становится Верной оппозицией Его Величества и формирует теневой кабинет. Традиционно к участию в выборах допускаются представители несколько десятков партий, однако в Палате общин в настоящее время представлены лишь восемь партий. Это связано с одномандатной системой выборов, когда победителем в том или ином избирательном округе признается кандидат, набравший простое большинство голосов; малым партиям сложнее претендовать на победу в отдельных округах, несмотря на то, что порой они набирают заметную долю голосов избирателей.

  • Консервативная партия (англ. Conservative Party) — старейшая политическая партия Великобритании, ведущая преемство от партии тори. Изначально консерваторы были партией аристократов-лендлордов, с конца XIX века — стали представлять также интересы крупной буржуазии. Великая депрессия нанесла тяжёлый удар по консерваторам, из-за чего партия пережила очередной идеологический «ребрендинг» — во главе неё оказался писатель и учёный-лингвист Джон Толкин, при котором консерваторы заняли более гибкую позицию в вопросах экономики, благодаря чему смогли расширить свою социальную базу. Нынешняя идеологическая доктрина Консервативной партии основана на принципах консерватизма, традиционализма и толкинизма; консерваторы выступают за сохранение национальных традиций, иерархическую структуру общества, социальный патернализм в экономике, умеренную деиндустриализацию и защиту окружающей среды. Также в Консервативной партии весьма сильны позиции евроскептиков — от умеренных, которые реформировать «Европу Отечеств», не выходя из него, до радикальных, выступающих за так называемый Brexit, т. е. выход Британии из Евросоюза.
  • Лейбористская партия (англ. Labour Party) — вторая по влиянию политическая сила Великобритании. Была основана в 1900 году; изначально стояла на социал-демократических и марксистских позициях, однако в 30-х гг. XX века партийное руководство во главе с Освальдом Мосли сменило курс, перейдя на позиции социального корпоративизма и начав проводить политику, схожую с политикой фашистов в Италии, НРДАП в Германии и неоякобинцев во Франции; эта политика получила название нового лейборизма. Лейбористы выступают за расширение роли государства в экономике, поддержку социальных программ, ограничение иммиграции в целях защиты интересов британских рабочих. Также лейбористы, в отличие от консерваторов, всецело поддерживают евроинтеграцию и в своё время способствовали присоединению Британии к Евросоюзу. Деятельность партии тесно связана с британским профсоюзным движением: многие профсоюзы Соединённого королевства, входящие в Британский конгресс тред-юнионов — коллективные члены Лейбористской партии.
  • Шотландская национальная партия (англ. Scottish National Party, гэльск. Pàrtaidh Nàiseanta na h-Alba; скотс Scots Naitional Pairtie) — партия, выступающая за максимально широкую автономию, а в перспективе — независимость Шотландии от Великобритании. Была образована в 1934 году в результате слияния левоцентристской Национальной партии Шотландии и правоцентристской Шотландской партии; вскоре в партию влились ещё несколько шотландских националистических организаций, благодаря чему ШНП приобрела свой нынешний облик. Шотландская национальная партия стоит на националистических и ультраконсервативных позициях, выступает за возрождение шотландских традиций, языка и культуры, стремится освободить их от английского влияния. Также ШНП поддерживает идеи деиндустриализации, клерикализма и панъевропеизма; главной целью партии является создание независимого Шотландского королевства во главе с потомками династии Стюартов.
  • Ольстерская юнионистская партия, или Юнионистская партия Ольстера (англ. Ulster Unionist Party) — политическая партия, действующая в Северной Ирландии. Юнионистская партия представляет интересы протестантского населения Северной Ирландии, выступает за сохранение Ольстера в составе Великобритании и бескомпромиссную борьбу с подпольной Ирландской республиканской армией. В остальном юнионисты стоят на правоконсервативных и радикально-протестантских позициях; также они поддерживают связи с такими военизированными группировками, как Оранжевый орден и Ольстерские добровольческие силы. В парламенте Юнионистская партия традиционно выступает на стороне консерваторов, хотя и не разделяет «попустительского», по мнению юнионистов, отношения к католицизму.
  • Партия вигов и радикалов (англ. Whig and Radical Party) — политическая партия, отделившаяся в начале 1990-х гг. от Лейбористской партии частью её членов во главе с Джорджем Галлоуэем, недовольных её «про-буржуазной» политикой. Партия поддерживает идею «национальной социалистической революции» британских рабочих, крестьян и мелких предпринимателей против господства большого бизнеса и аристократии, во многом ориентируясь на французских неоякобинцев и «народническую» фракцию НРДАП. Кроме того, в Партии вигов и радикалов весьма популярны республиканские идеи; хотя в программе партии они прямо и не прописаны, её активисты не раз проводили демонстрации в память лорда-протектора Оливера Кромвеля.
  • Партия Уэльса (англ. Party of Wales, валл. Plaid Cymru) — политическая партия валлийских националистов. Основана в 1925 году; среди её основателей были известные писатели Сондерс Льюис и Льюис Валентайн. Стоит на консервативных и националистических позициях, отстаивает идеи отделения Уэльса от Великобритании и создания независимого государства. Важной частью партийной программы является возрождение валлийского языка; кроме того, члены Партии Уэльса активно отстаивают романтическо-националистические идеи о том, что валлийцы есть «истинные британцы» и «потомки короля Артура». Обычно Партия Уэльса наибольшую поддержку получает в сельских районах севера и запада провинции, среди населения, говорящего на валлийском; в парламенте же она выступает в союзе с Шотландской национальной партией.
  • Национал-коммуналистская партия (англ. National Communalist Party) — относительно небольшая политическая партия, представляющая собой «радикальное крыло толкинизма». Была основана в 1990-х годах английским философом и публицистом Троем Саутгейтом; главной идеологической особенностью партии является то, что она стоит на позициях правого национал-анархизма, но при условии сохранения института монархии: по мнению национал-коммуналистов, лишь монарх, как сакральная фигура, имеет право быть носителем верховной власти. Кроме того, национал-коммуналисты выступают за отделение Шотландии и Ольстера, а также радикальную деиндустриализацию — как заявлял Саутгейт, «прекрасная Англия будущего — это Ширские холмы, где царят мир и гармония».
  • Мерсийская лига (англ. Mercian League) — политическая партия, представляющая собой ещё одно крыло толкинистов, отделившихся от Консервативной партии. Отличительной чертой Мерсийской лиги является радикальный евроскептицизм: «мерсийцы» агитируют за немедленный выход Британии из Евросоюза и переориентацию внешней политики на США, в которых, по мнению «мерсийцев», «сохранился истинный англосаксонский дух». Мерсийская лига поддерживает идеи традиционализма, выступает за очищение английской культуры от не-англосаксонских элементов; также члены партии разделяют идеи правого либертарианства, требуют расширения свободы предпринимательства и снижения налогов, а также уменьшения роли государственной бюрократии.

Примечания

  1. Скончался во время пребывания на посту.