ФЭНДОМ

Болга́рия (болг. България), официально — Респу́блика Болга́рия (болг. Република България) — государство в Юго-Восточной Европе, в восточной части Балканского полуострова. Член НАТО.

Столица — София. Государственный язык — болгарский. Страна получила название по этнониму народа болгары.

После окончательного прихода к власти партии "Атака" (2025) и избрания Президентом Болгарии Волена Сидерова (2026), страна де-факто перешла к авторитарному режиму, покинула ЕС и провела контрреформы.

Согласно административному делению страна делится на 28 областей, которые подразделяются на 264 общины.

История

В 1946 году, после поражения во Второй мировой войне, в Болгарии был установлен социализм.

Республика развивалась по социалистическому пути вплоть до конца 1989 года, когда страна вышла из-под влияния СССР. 10 ноября 1989 года в Болгарии начались глубокие экономические и политические реформы. С 15 ноября 1990 года страна называется Республикой Болгарией.

В середине 1990-х годов у власти были социалисты. В 2001-2005 году премьер-министром Болгарии был бывший царь Симеон II (Симеон Сакскобургготский), возглавлявший собственную партию Национальное движение «Симеон Второй».

На парламентских выборах 25 июня 2005 года победила Коалиция за Болгарию, основу которой составляет Болгарская социалистическая партия (БСП), она набрала 82 депутатских мандата из 240 и получила право сформировать новое правительство. Однако, хотя социалисты стали самой многочисленной фракцией в парламенте, утвердить правительство собственными силами они не смогли, поскольку для этого им требовалась поддержка ещё минимум 40 депутатов. Правительство было составлено при помощи так называемой «широкой коалиции» при участии партии турецкого меньшинства ДПС и Национального Движения «Симеон II». Правительство возглавлял Сергей Станишев (БСП), оно находилось у власти с августа 2005 года по июль 2009 года.

2 апреля 2004 года Болгария вошла в НАТО, а 1 января 2007 года — в Евросоюз.

На следующих парламентских выборах в Болгарии 5 июля 2009 года победу одержала правоцентристская оппозиционная партия ГЕРБ («Граждане за европейское развитие Болгарии»), возглавляемая харизматичным мэром Софии Бойко Борисовым. Его партия нанесла сокрушительное поражение социалистам, получив 117 мест из 240 в парламенте страны. Коалиция за Болгарию (БСП) получила 40 мандатов, ДПС — 38, Атака — 21, Синяя коалиция — 15, Порядок, законность и справедливость — 10. Правительство, сформированное 27 июля 2009 года, возглавил Бойко Борисов.

С 15 февраля 2013 года начались массовые протесты в связи с повышением оплаты за электроэнергию, действующий премьер-министр пытался спасти ситуацию, отправив в отставку министра экономики, но 19 февраля 2013 Б. Борисов подал в отставку. 21 февраля парламент Болгарии принял отставку кабинета Б. Борисова. На последовавших парламентских выборах БСП, ДПС и «Атака» объединились и сформировали коалиционное правительство

В 2016 году, президентом Болгарии был избран Румен Радев - самовыдвиженец, поддержанный социалистами. Однако, в стране
Bolgarbespor

Прорыв оцепления жандармерии в 2020 году

нарастало недовольство проевропейским курсом в стране. После Великой Российской Декабрьской Революции, которую многие назвали "необольшевистской" и "криптокоммунистической" (2019), а так же беспорядков в Димитровграде (болгарском), вызванных убийством цыганом-мусульманином болгарского ребенка и перекинувшихся на Софию, возросла популярность правых сил, включая радикалов из "Атаки".

Бессменный лидер партии, Волен Сидеров, уже чуть ли не ставший президентом в 2006 году, обрел невероятную популярность и в 2021 году снова вышел во второй тур, где проиград Бойко Борисову - кандидату от ГЕРБ. Однако, в парламентских выборах, прошедших в том же году, его блок "Объединенные патриоты" ("Атака", ВМРО, "Национальный фронт спасения Болгарии" и т.д), занял 1 место, пусть по факту и не имел большинства и не мог напрямую решать все проблемы.

Уже тогда были приняты законы, упрощающие депортацию нелегальных мигрантов и усложняющие получение гражданства. По примеру Польши были введены выплаты за каждого ребенка начиная со 2-го, но лишь для рожденных в браке, введены субсидии на покупку недвижимости для некоторых категорий граждан. Это позволило Сидерову получить еще большую популярность.

Возросли связи между правительством (большинство в котором разумеется имели представители националистов) и Болгарской Православной Церковью. По предложению Валерия Симеонова, заместителя Сидерова в коалиции и лидера НФСБ, а так же болгарского патриарха, опять же по польскому примеру, были запрещены аборты, после чего последовали протесты левых сил, правда провалившиеся. Президент Борисов по факту потерял всякую возможность изменить ситуацию, однако одобрял многие идеи ультраправых. Единственное, что удавалось блокировать засчет действий консерваторов из ГЕРБ и либералов, так это национализацию ключевых отраслей промышленности.

В 2025 году, коалиции националистов удалось одержать уверенную победу. Первым же действием после выборов стала конституционная реформа, согласно которой с 2026 года страна становилась президентской республикой, православие становилось гос.религией, а "создание партий по национальному и религиозному признакам" было запрещено. В 2026 году, Волен Сидеров уверенно победил на президентских выборах. После этого, в стране фактически была установлена диктатура.

В 2027 году, по стране прошла волна репрессий против турецких и цыганских активистов. Был введен запрет гей-пропаганды, по которому 2 месяца административного ареста получил известный певец Азиз (по слухам, не из-за его бисексуальной ориентации, а из-за его принадлежности к цыганской партии).

Нарушения прав человека

Сложившийся в Болгарии правоавторитарный режим осуждается оппозиционными партиями левого и либерального толка, однако их деятельность давно сведена к минимуму. Среди прогрессивной части населения существует недовольство жесткой цензурой, продвижением православия в массы и вождизмом Сидерова. Вопрос возврата к реальной демократии нередко поднимается в Народном собрании, однако в условиях пропрезидентского большинства это сделать не удается.

Существует и недовольство разгоном антиправительственных митингов и демонстраций, что стало не редкостью в новой Болгарии.

Часть мирового сообщества (страны ЕС, Россия, Канада и особено Турция и многие другие страны) осуждает дискриминационные законы против турецкого и цыганского меньшинств, а так же мусульман любого народа. Цыгане, турки, а так же диаспора помаков в Греции и Турции (пополнившаяся за счет множества иммигрантов) давно безуспешно требуют добиться давления на Болгарию извне ради отказа от шовинистической политики.

Осуждаются многими и репрессии против ЛГБТ-сообщества (при Волене Сидерове был принят закон о запрете ЛГБТ-пропаганды, аналогичный существовавшему в путинской России в 2013-2019 годах).

Соединенные Штаты Америки, Польша, Словакия, Сербия и Венгрия же настойчиво отрицают нарушения прав человека. Румыния так же утверждает, что Болгария является "истинно-демократическим государством". Именно этот фактор - наличия союзников, делает систему крепкой.