Альтернативные Миры вики
Advertisement

Беларусь (белор. Беларусь), официальное название — Республика Беларусь (белор. Рэспубліка Беларусь, аббревиатура — РБ), — государство в Восточной Европе.

Столица и самый крупный город государства — Минск. Государственными языками являются белорусский и русский. Унитарная президентская республика.

Список президентов Беларуси

     «Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)»      Беспартийный

Портрет Имя В должности Партия
2 Александр Лукашенко.jpg Александр Лукашенко

(1954-2023)

20 июля 1994 6 августа 2023 Беспартийный
вр.и.о Головченко.jpg Роман Головченко

(1973 - 2057)

6 августа 2023 Беспартийный
вр.и.о Павел Латушко.jpg Павел Латушко

(1973 - 2059)

31 октября 2023 18 декабря 2023 Беспартийный
3 Короткевич.jpg Татьяна Короткевич

(1977-2079)

18 декабря 2023 18 декабря 2033 "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"

Список премьер-министров Беларуси

     «Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)»      «Свободная Беларусь»      Беспартийный

Портрет Имя В должности Партия
9 Румас.jpg Сергей Румас

(1969 - 2039)

18 августа 2018 19 августа 2020 Беспартийный
12 Головченко.jpg Роман Головченко

(1973 - 2057)

19 августа 2020 31 октября 2023 Беспартийный
вр.и.о Короткевич.jpg Татьяна Короткевич

(1977-2079)

31 октября 2023 25 декабря 2023 "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"
13 Дмитриев.jpg Андрей Дмитриев

(1981-2074)

25 декабря 2023 23 декабря 2028 "Свободная Беларусь"

История

Перед революцией

Практически полное игнорирование пандемии COVID-19 и неконкурентные выборы 2020 года ослабили авторитет власти в Белоруссии, а Российская революция и кризис, последовавший за ослаблением экономических связей с "кровавой лукашенковской диктатурой" привели к значительному усилению оппозиционных партий. 

Протесты в Беларуси, 2020 год

9 августа 2020 года, сразу после голосования, по всей территории Белоруссии, включая города Минск, Барановичи, Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Могилёв, Молодечно, Оршу, Пинск, начались массовые протесты. Причиной стало подозрение в фальсификации итогов выборов в пользу действующего президента Александра Лукашенко. Произошли столкновения протестующих с милицией, которая применила слезоточивый газ, светошумовые гранаты, водомёты и резиновые пули, что по её мнению было оправдано нарушениями общественного порядка со стороны демонстрантов; при этом были пострадавшие среди силовиков. В ответ на это властями была проведена карательная операция с массовыми избиениями, уничтожением собственности и задержаниями, в том числе мирных жителей, детей, журналистов, медиков. Были свидетельства об издевательствах и пытках людей после задержаний. В результате, по состоянию на 15 августа, погибло два человека, более двухсот ранено, около сотни, по словам близких, пропали без вести.

С 11 августа начались забастовки на белорусских предприятиях с требованиями прекратить пытки в отношении задержанных, привлечь виновных к ответственности, провести честные выборы. Самые массовые акции протеста прошли 16 августа, только в центре Минска собралось по разным оценкам от 100 тыс. до 500 тыс. человек.

Однако, бегство Светланы Тихановской в Литву и жесткие меры по подавлению протестующих привели к постепенному угасанию протеста. Против правительства Александра Лукашенко введены новые санкции. Оказавшись в тяжелом положении, президент страны решается на компромисс с буржуазией и идет на постепенные приватизации, надеясь хоть как-то исправить экономическое положение и укрепить отношения с элитами. Впрочем, российская революция 2022 года, оставила страну без каких-либо значимых союзников.

В августе 2023 года, Александр Лукашенко неожиданно умирает во сне от отказа сердца, что окончательно обрушило рейтинги власти. Исполняющий обязанности президента Роман Головченко оказался под влиянием Владимира Макея, министра иностранных дел, продвигающего как налаживание отношений с Западом, так и с новой Россией. Ими был поддержан курс на реформы и многовекторную внешнюю политику.

Однако, он вступил в конфликт с Виктором Лукашенко и его окружением из "старой гвардии", в которую входили такие военные как Олег Белоконев и Станислав Зась, выступающих за сохранение старых порядков в полном масштабе. Они не поддерживали идею неконституционных методов борьбы с реформаторами, однако вынудили тех пойти на переговоры. В результате, Головченко пообещал включить креатур реакционеров в новое правительство. Эта информация была слита инсайдерами и подогрела народный гнев. 

Митинг в Белоруссии

В результате, после того, как на выборах (снова неконкурентных), Роман Головченко победил с результатом в 72,6%, в Минске вновь произошли массовые беспорядки в которых приняли участие практически все политические силы - от белорусских националистов до русофилов, от "Грамады" и независимых коммунистов из "Справедливого Мира" до ультралибералов. К неудовольствию новоизбранного президента, значительная часть бойцов ОМОНа отказалась от каких-либо действий, в результате чего многие административные здания были захвачены. Это привело к бегству Головченко в Польшу, где он и был арестован. Власть перешла в руки "Координационного совета по обеспечению трансфера власти". Временно исполняющим обязанности президента стал бывший дипломат Павел Латушко, поддержавший оппозицию еще в 2020 году.

Время реформ

На новых президентских выборах основная борьба происходила между Татьяной Короткевич (кандидатом от "Грамады"), выступающей за демократизацию, сохранения большинства государственных предприятий за государством, поддержку малого бизнеса и профсоюзов, внеблоковый статус независимой Белоруссии и мягкую "литвинизацию" при сохранении русского языка как второго государственного и защите национальных меньшинств (включая русских),  национал-консерватором от БНФ Павлом Северинцем, выступающим за куда более жесткие литвинизацию и приватизацию, блоггером Сергеем Тихановским и бизнесменом Виктором Бабарико. Поскольку Короткевич удалось привлечь на свою сторону часть электората Лукашенко, она и была избрана президентом.

Вскоре, так же были проведены парламентские выборы.

Выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания VIII созыва
Партия Лидер Результат Места
«Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)» Татьяна Короткевич 36,4%
25 / 110
«Объединённая гражданская партия» Николай Козлов 22,9%
20 / 110
«Белорусская христианская демократия» Павел Северинец 16,8%
18 / 110
«Белорусская социал-демократическая Грамада» Сергей Черечень 4,12%
12 / 110
«Оппозиционный альянс» Геннадий Давыдько 2,54%
8 / 110
Партия «БНФ» Григорий Костусев 1,74%
4 / 110
Белорусская партия левых «Справедливый мир» Сергей Калякин 1%
3 / 110
«Белорусская социал-демократическая партия (Народная Грамада)» Николай Статкевич 3,89%
2 / 110
«За свободу» Юрий Губаревич 0,39%
1 / 110
Белорусская партия «Зелёные» Юрий Шульган 0,31%
1 / 110
ЛДПБ Олег Гайдукевич 0,28%
1 / 110
Беспартийные 7,22%
15 / 110
Против всех 6,3% -

Премьер-министром был назначен Андрей Дмитриев, беспартийный леволиберал (через некоторое время, создал свою партию "Свободная Беларусь"). Через некоторое время, была принята новая конституция (кроме политических реформ, включившая в себя так же восстановление национальной символики). Страна перешла к президентско-парламентской форма правления. Изменена система парламентских выборов - число народных избранников в нижней палате увеличено до 300, произведен переход к пропорциональной системе. Затем, были приняты решения о продолжении проведения мягкой приватизации "неэффективных предприятий", мягкой же декоммунизации (без запрета коммунистической идеологии и символики), упорядочено законодательство, касающееся бизнес-структур. После долгих споров с правой оппозицией, было решено отказаться от приватизации медицинских и образовательных организаций. Увеличено пособие по безработице.

Переход к накопительной системе пенсий (2025 год), пусть и включавший в себя создание специального фонда, который позволил получать пенсию тем гражданам, которые зарабатывали свои пенсии при старой пенсионной системе, вызвал новую волну массовых протестов, организованных национал-популистами, сторонниками Лукашенко и "Справедливым миром", однако в условиях серьезной демократизации, они прошли достаточно мирно и постепенно затухли. Отношения с навальнистской Россией были полностью восстановлены, однако от предложений по интеграции был сделан решительный отказ. Беларусь покинула ОДКБ, продолжая членство в структурах СНГ.

Помимо приватизации, было произведено увеличение пособий по безработице, отменен налог на тунеядство. Приватизация позволила повысить эффективность производства. Более того, в ней приняли участие западные и российские компании, которые, соответственно, начали модернизировать полученные в пользование предприятия. Принят новый уголовный кодекс, была отменена смертная казнь. В 2027 году, все три социал-демократические партии, называемые "Грамадами" объединились в одну пропрезидентскую партию по результатам соглашения в обмен на распределение мест в правительстве после выборов 2028 года.

В целом, реформы первого срока Короткевич заложили основу для существования новой Белоруссии и получили позитивное отношение со стороны последующих поколений.

На перепутье

На выборах 2028 года, основная борьба развернулась между президентом и премьер-министром, который не поддерживал идею "нейтральности" и "внеблоковости" Беларуси и выступал за вход в ЕС, а так же поддерживал ускорение неолиберальных реформ. Третьим значимым кандидатом стал молодой националист Сергей Богданович, настроенный евроскептически и ориентирующийся на режимы в Польше, Венгрии и Украине. Остальные кандидаты играли куда меньшую роль, по факту - составляя массовку. В результате, Татьяне Короткевич удалось переизбраться, но лишь во втором туре. Проходящие же по новым законам парламентские выборы были куда более конкурентными.

Объединенной "Грамаде", несмотря на пенсионную реформу, удалось сохранить значительную народную поддержку. Однако, ОГП и пропремьерская "Свободная Беларусь", использовавшие проевропейскую позицию (соотвественно - с т.з правого и левого либерализма) так же смогли усилить свои позиции. Определенный интерес избирателя вызвал и блок Виктора Бабарико, ориентированный на союз с Россией и воссоздание "Союзного Государства",так же как и вышеназванные партии придерживавшийся либеральных позиций. Рейтинги же местных националистов, под влиянием украинских событий, где националисты совершили достаточно жесткий переворот, серьезно упали. "Оппозиционному альянсу" и "Левым"  так же было несложно удержаться в парламенте, популистски критикуя реформы Короткевич слева.

Партия Лидер Результат Места
80 / 300
60 / 300
«Свободная Беларусь» Андрей Дмитриев 18,98%
50 / 300
«Правый блок» (БХД и БНФ) Сергей Богданович 6,7%
30 / 300
28 / 300
Белорусская партия левых «Справедливый мир» Сергей Калякин 5,3%
27 / 300
«Блок Виктора Бабарико» Виктор Бабарико 5,1%
25 / 300
«Народный блок» Алексей Василевский 2,4%
0 / 300
0 / 300
ЛДПБ Олег Гайдукевич 0,24%
0 / 300
Против всех 1% -

Парламентская коалиция, сформированная "Объединенной гражданской партией" и "Свободной Беларусью" казалось бы могла не состояться, однако "Блок Виктора Бабарико" так же поддержал их - основная причина такого странного союза лежала в плоскости экономики. Все три организации считали, что неолиберальные реформы нужно проводить как можно жестче.

Advertisement