ФЭНДОМ

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

(Люция Аксакова, "подражания Серебряному веку")

Армия свободы, также Русская, Российская армия - вооруженная организация России, созданная решением Томского земского собора 16 июня 1961 для "обеспечения восстановления национального единства и возвращения свободы оккупированным территориям". Акт создания Армии считается одним из крупнейших завершающих унификацию проектов; теперь субъекты России лишались своих собственных вооруженных сил, а руководство над общими силами получали верные идеи единства люди. Первым (и единственным) главнокомандующим в тот же день стал Георгий Александрович Мересьев - глава "Гвардии" своего имени, самый способный в военном деле князь Диких земель и при этом пользовавшийся колоссальной популярностью. 

Начальству первой в новейшей истории России единой армии предстояла титаническая работа: требовалось создать из разрозненных, зачастую плохо вооруженных отрядов различных князьков единое, дружное и компетентное войско. Г.А. Мересьеву и остальным удалось сделать, казалось, невозможное, и во время Русского возвращения АС показала себя с наилучшей стороны, наголову разбив Добровольческую армию Анастасии I и французскую колониальную милицию. Существование Восточного царства было закончено, но именно это привело к новой, куда более разрушительной, Последней войне.

Армия свободы достойно проходила все выпадавшие на ее долю испытания вплоть до этого дня. Дикие буряты, галломанские народы Идель-Урала, своенравные банды Дикой степи и, наконец, Добровольческая армия - все эти силы пали под ударами соединений Армии свободы. Но теперь творению Мересьева предстоит настоящее испытание на прочность - на земли Царства устремились силы Ойкумены, горящие желанием закрыть русский вопрос, и на этот раз окончательно. И хотя армия самой Империи французской нации еще не появлялась на поле брани, ее приход туда остается только вопросом времени. Войска России, однако, ждут их прихода с нетерпением: освободив от них центральную Россию, они не остановятся, пока не спасут другие русские земли. 

История

Создание

Мересьевцы

Солдаты Г.А. Мересьева на передовой.

С момента падения Свободной республики, на Диких землях так и не появилось общей организации. Личные амбиции многих "президентов", "вождей" и других "начальников", как и идеологические разногласия, как и полный духовный кризис общества с развалом всей хозяйственной системы привели к появлению на карте Азии десятка квазигосударственных образований, немедленно начавших обзаводиться собственными войсками. Большинство этих армий сохраняло иерархию, кое-кто превращался в простые банды, другие пытались изобрести новый тип вооруженных сил, пытаясь вооружить целое население, или хотя бы его подавляющую часть. Люди с оружием на Диких землях стали полноценными вершителями истории, одними из главных акторов построссийского пространства на долгие годы. Многие княжества были основаны военными (Северная Республика, Южно-Уральская республика, Новая Германия), во многих местах произошли перевороты, организованные офицерами (Томск, Дальневосточная республика, Бурятия). Судьбы у этих стран и образований сложились по-разному, но вооруженные люди сыграли в них видную роль. Профессиональные военные вроде Георгия Мересьева или Виктора Горького впервые со времен самих декабристов получили ведущие роли в общественной и государственной жизни, и каждый справлялся со своей в зависимости от способностей, ума и банальной удачи. 

Главной задачей солдат и офицеров всех княжеств в промежутке от 1940 до 1960 считалась защита конкретного "феода", на верность которому они присягнули. На Диких землях регулярно случались пограничные столкновения даже промеж примерно близких друг другу по идеологии и задачам стран. Некоторые страны (Идель-Урал, Бурятия, Германия) буквально жили регулярными набегами на своих соседей: татары и башкиры активно продавали людей на запад, получая за это вооружение и припасы, буряты отбирали у соседей имущество, а немцы пытались устраивать набеги на Калмыкию, французские аванпосты и среднеазиатские степи. Самыми крупными конфликтами того времени принято считать две Уральские войны, когда татары безуспешно пытались победить Мересьева (1940, 1953), Харбинскую бойню между силами Дальнего востока и Ханьского государства, при поддержке первых американо-японскими специалистами (1956) и, наконец, Великий поход в степь Рейнхарда Гейдриха (1957), когда немецко-уральскими силами был положен конец бандитизму в Казахстане. И хотя Идель-Урал не жалел войск, ему нечего было противопоставить Гвардии Мересьева, а вторая война стала началом конца Казани, потерявшей свыше 1/4 мужского населения в провальном походе. Под Харбином погибло свыше 40 000 китайских солдат, пока армия ДВР понесла всего 4 000 безвозвратных потерь и защитила город - до сих пор эта битва считается самым славным моментом новейшей истории России. Немцы пошли на сотрудничество с русскими и внесли значительный вклад в создание "санитарного коридора" между Дикими Землями и Пустошами Туркестана, который гарантировал безопасность южных границ квазигосударств. 

Бойцы ДВР

Резервная бригада ДВР под Харбином.

Впрочем, чаще вооруженные силы использовались князьями против друг друга, в братоубийственных столкновениях за контроль над городом, торговым узлом или ресурсами. И хотя по-настоящему крупных войн не велось, потери все равно исчислялись тысячами, и погибали в большинстве своем профессиональные, кадровые солдаты. У государств, расположенных на "фронтире", кадры к 1950-м практически полностью обновились, старший командный состав выбыл, сломленный новыми реалиями и необходимостью воевать друг с другом. На их места пришли люди, заставшие разгром Свободной республики приблизительно на капитанской должности, способные проявлять инициативу, менее скованные моральными нормами или законами. Тяжелые условия ведения военных действий способствовали выдвижению талантливых, способных и одаренных людей, которых больше всего наблюдалось в действующих войсках. Георгий Мересьев, Василий Семеновский, Иван Гончаренко, Артем Хмелов, Максим Вольный, Рейнхард Гейдрих, Агафья Болотная - это лишь начало списка достойных военных, партизан и разведчиков, прошедших страшную школу войн и борьбы 1950-х годов

Однако пришло время значительных перемен. Французское могущество к концу 1950-х дало трещину, угасая вместе со своим главным творцом. Обреченная немощность великого магистра, жестокая подковерная борьба элит, замедление роста экономики, нелояльность ряда союзников и застой в развитии вооруженных сил - все это было хорошо известно лидерам Диких земель, в особенности вождям Русской Повстанческой армии. Их сокровенной мечтой все это время было восстановление единства русских земель - как восточнее Волги, так и западнее; для ее реализации им нужен был единый механизм, единая страна с общим командованием. Общая конъюктура сложилась удачно и в июне 1961 года в Томске собрались главы всех русских княжеств, число которых к тому моменту уже уменьшилось. Главам РПА удалось добиться своей цели, и 16 июня 1961 подавляющим большинством Собор принимает предложенную программу строительства Армии свободы - вооруженных сил единой России, создаваемых для "обеспечения восстановления национального единства и возвращения свободы оккупированным территориям". Первым и единственным главнокомандующим стал признанный специалист, виднейший теоретик и практик военного дела Георгий Александрович Мересьев, принявший по такому поводу чин генералиссимуса, впервые после самого А.С. Суворова, одерживавшего столь блистательные победы над французами. Владыка Урала в сдержанных выражениях благодарил депутатов за оказанное ему высокое доверие, но после завершения заседания главком уединился с Болотной, делясь с ней своими опасениями, страхами и подозрениями. А ему было чего бояться...

Реорганизация

Мересьев 2

Георгий Александрович Мересьев, генералиссимус Армии свободы.

Конечно же, тогда  только началась грандиозная работа, от успеха которой зависела судьба всего русского народа, как бы пафосно не звучало это. Только сильное войско было способно одержать победу над Добровольческой армией Андрея Власова, колониальной милицией Пьера Зубатого и их союзниками - и хотя А. Керенский от имени американцев обещал любую помощь, основная тяжесть боев, как минимум первого этапа грядущей войны, должна была лечь на плечи именно Армии свободы. Еще с осени 1940 Георгий Александрович мечтал о реванше и теперь, когда его час был близок как никогда, он быстро совладал с естественным страхом и просто пошел вперед, как делал это всегда. 

Приступая к тяжелой и долгой работе, Георгий Мересьев начал с создания Центрального штаба - коллективного органа управления вооруженными силами, который должен был стать "мозгом" армии, направляющим ее практические усилия. К подбору кандидатур Мересьев отнесся со всей возможной серьезностью, хорошо понимая цену малейшего просчета. Уже 20 июня Мересьев отчитался перед Василием Семеновским в завершении порученной ему работы: в состав Штаба вошло 30 человек, каждый из которых получил свою зону деятельности. Так, Максим Вольный, великолепно показавший свой талант снабженца и распорядителя в ходе Харбинской бойни, теперь отвечал за организацию производства и подвоза снарядов, фуража и пропитания. Разведку возглавлял Иван Гончаренко, известнейший диверсант и шпион, сумевший в 1954-м году взорвать железнодорожный вокзал в Пале-де-Жарден, уничтожив разом 6 высоко стоящих чиновников диоцеза и крупный военный груз. Генералиссимус старался ориентироваться на профессионализм кадров, а не на их популярность среди рядовых россиян: так, в Штабе присутствовал Рейнхард I, обладавший весьма сомнительной репутацией среди русских жителей Диких земель. Центральный штаб приступил к работе 22 июня в драматическом театре Омска, у которого и происходило создание новой армии. 

  • Барель "Разящий" на сопках Маньчжурии.
  • Отряд РПА "Суворовцы" принимает присягу на верность России.
  • Гвардия Мересьева проходит через уральское село.
С созданием единого органа управления трудности только начинались. Всего на лето 1961 года на Диких землях находилось свыше 5 000 000 вооруженных людей, на службе у самых разных "удельных князей", но боеготовность их оставляла желать много лучшего в большинстве случаев. Так, крупная численность армии Томска достигалась принудительной службой всего мужского населения старше 18 и моложе 35, причем большинство из рекрутов Горького едва-едва умели стрелять. С этого разница только начиналась: "дружины" отличались одна от другой по принятым званиям, методикам ведения боя, зачастую по вооружению и качеству подготовки личного состава. Были отличия и по форме, в способах тренировок, используемых боеприпасах. Например, Гвардия Мересьева славилась своим профессионализмом и отличной выучкой всех, от солдат до старших командиров; религиозные до исступления омичи дрались до последнего под руководством полковых священников-офицеров; жители Дальнего востока обладали самым современным вооружением и привыкли сражаться с превосходящими силами противника. Наконец, обреченные германцы не просили пощады и не давали ее, были способны убивать чем угодно и загорелись желанием попасть в Вальгаллу. Из такой разнородной массы требовалось теперь получить единую Армию, движимую одной целью и стремлением, способной драться и побеждать. 

Начал Георгий Александрович с резкого сокращения численного состава "дружин" - в запас было списано свыше 600 000 человек, или слишком молодых, или слишком старых, или слишком больных для ведения настоящей войны. Многие из отправленных по домам отказались разойтись, и в конечном счете присоединились к армии в качестве солдат гарнизона или помощников: чаще всего это были дети от 13 до 15, мечтавшие о подвигах и возмездии за унижения Родины. Еще до конца 1961 произошла ротация кадров, позволившая расставить по гарнизонам солдат "народного ополчения", зачастую получавших вооружение и снаряжение в последнюю очередь. Единственным исключением стала группировка в 70 000 тысяч человек под командованием полковника Алексея Березова, которому Мересьев велел сторожить вызывающие беспокойство участки Транссиба, к которому все прошлые года тянулись загребущие ручки ханьцев. Гарнизон на Дальнем востоке пришлось оставить солидный, а местное население привлекалось к строительству укреплений и точек ведения долговременной обороны. Резкое сокращение численности войска позволило обеспечить всех оставшихся вооружением, обмундированием и провиантом; здесь стоит сказать, что с момента создания АС Вольный получил от народа России беспрецендентную поддержку. Одних лишь денежных пожертвований было собрано на сумму свыше 2 000 000 американских долларов - люди, поверившие в возможность обретения свободы, охотно отдавали свои сбережения в надежные руки. 

Во славу Тора

Фридрих Штольц, барабанщик Дейчсхеера.

Затем главнокомандующий сформировал новые части, принципиально смешивая в них формирования прежних княжеств. Так, омичи оказывались рядом с гвардейцами Урала, а уроженцы Золотого Рога тянули лямку с томичами и другими сибиряками. В рядах Армии свободы оказались также представители многих коренных народов Сибири - якуты, чукчи и меньшие народности тоже вносили свой вклад в борьбу с французами, поскольку американцы давно наладили с вождями аборигенов контакт. Определенную автономию сохраняли только силы Рейнхарда Гейдриха: своему заклятому другу Мересьев доверял достаточно, чтобы сохранить за ним контроль над силами Новой Германии. Наконец, между русскими и немцами все еще существовал культурный барьер, который не сломали долгие годы совместного выживания на Диких землях. И хотя в искренней верности немцев общему делу никто в Армии не сомневался, их было решено оставить отдельной силой, с собственной формой и иерархией, замкнутой на Конунга и его доверенных людей. К сентябрю завершилось создание новых войсковых соединений: крупнейшим соединением становились корпуса, объединявшийся в армии для решения стратегических задач. Основной же частью Армии свободы становились мобильные бригады, достаточно многочисленные для ведения боев, но при этом способные уклоняться от невыгодных столкновений или быстро уходить из-под удара противника. 

Были определенные проблемы и с вооружением. Да, американцы так или иначе помогали Диким землям еще с конца 1940-х, когда положение на них хоть сколько-то стабилизировалось, а сама Америка вышла из "декады упадка". Да, Дальневосточная республика, Урал и Сибирь смогли организовать некоторое производство, а смелые рейды немцев и партизан приносили любопытные, дорогие и полезные образцы французского оружия. Но в целом войска были вооружены отвратительно: авиация отсутствовала как понятие, количество барелей, хоть и безнадежно устаревших, было попросту смехотворным, а личное оружие пехоты, в самых запущенных случаях, не изменилось со времен Черной весны. Здесь возможности Г.А. Мересьева были в самом деле ограничены: приходилось довольствоваться помощью Американо-Русской комиссии, пусть и резко выросшей, мощностями ДВР с Сибирью да запасами прежних лет. Все автоматическое и тяжелое оружие передавалось в распоряжение частей, отправляющихся на Запад - туда же главком направил почти все барели, еще бывшие на ходу. Некоторая помощь приходила по частным каналам: так, представители русской диаспоры в Америке смогли предоставить целых 8 кораблей, набитых современным вооружением. С унификацией формы тоже пришлось пока перетерпеть: ткацкие фабрики на Диких землях были редкостью, а американцы не спешили делиться формой. В целом, как бы Георгий Александровочи не отрицал, решение вопроса с оснащением откладывалось вплоть до вторжения на Запад; Центральный штаб серьезно рассчитывал завладеть крупными запасами Добровольческой армии. 

  • Отец Гермоген, глава Ордена Михаила Архангела.
  • Бойцы Народно-освободительной армии в Литве.
Важной частью работы Г.А. Мересьева было налаживание контакта с подпольными и партизанскими группами на оккупированных землях. Известие о создании единой России значительно подняло боевой дух у угнетенных, с осени 1961 борцы за свободу испытали настоящий наплыв добровольцев, прежде ими невиданный. Главной и самой могущественной группировкой была Русская Повстанческая армия Василия Семеновского, присягнувшая на верность России еще в июле; Мересьеву удалось установить плодотворные контакты с Союзом Доно-кубанцев, Братством Западной России, Орденом Михаила Архангела ,Народно-освободительной армией Прибалтики и другими организациями, меньшими числом, но не значимостью. В целом лидеры повстанческих движений охотно шли на контакт, понимая выгоду от сотрудничества с Армией свободы - в тактическом плане они могли предоставить снаряжение и людей, в стратегическом - помощь в ходе военных действий и, если Бог даст победу, места в Учредительном собрании и мировое признание. К середине осени 1961 в Омске был создан единый Партизанский штаб под командованием Гончаренко, призванный координировать действия партизан и подпольщиков, их снабжение и пополнения. Стоит отметить, что за период с осени 1961 по весну 1962 активные действия против французов, поляков, скандинавов и режима Восточного царства прекращаются, что позволяет лучше подготовиться и сохранить силы для решающего сражения. Налаживание контакта с западными бойцами не только принесло очевидную практическую пользу, но и увеличило престижность Армии свободы, показало, что она пользуется авторитетом у тех, кто постоянно рискует своей жизнью в борьбе с оккупантами. 

К февралю 1962 главные задачи Мересьеву удалось выполнить. Армия была вычищена от некомбатантов, она получила относительно качественное оснащение, была создана единая структура командования и полная вертикаль, от сержантов до главнокомандующего. Новые подразделения в целом сработались, в среде солдат и офицеров разных княжеств быстро возникла новая идентичность, перевесившая прежние обиды и горести. Дело объединения России и возвращения ей свободы оказалось способным вдохновить нацию и ее войско - теперь Георгий Александрович ощущал себя куда более уверенно, отчитываясь перед Василием Павловичем в конце февраля о готовности Армии свободы перейти Волгу. Оба хорошо понимали, что переправа за Волгу Армии навсегда изменит мир, и оба были хорошо готовы к новой эпохе: время отступлений и поражений прошло, пришло время испытать "новый мировой порядок" на прочность. 

Русское возвращение

Главная битва

Это еще не Ад, мои солдаты. Но он скоро будет здесь. (Артем Хмелов)

Центральный штаб Армии свободы

Другие известные люди

Вооружение и численность